Басов8 апреля в музее истории города Гатчины прошла очередная «фестивальная» встреча – российский режиссер и сценарист Александр Басов представлял свою последнюю картину и рассказывал о реалиях кинопроизводства и судьбе российских фильмов.

Сюжет картины «Дом, милый дом…» вроде бы незамысловат: это история о двух гастарбайтерах – украинце и грузине, которые достраивают загородный дом для состоятельного человека. Внешние силы, которые нарушают этот размеренный процесс и делают его неуправляемым, представлены хрупким существом с блюдом горячих пирожков в руках – хозяйкой соседнего дома, которая, по совместительству, оказывается супругой деревенского «шерифа»…

История теряет свою тривиальность, когда режиссер направляет камеру в человеческую душу. Грузин-гастарбайтер спит и видит прекрасные сновидения – из самого далекого далека. Это сны о чем-то очень печальном, что уже произошло, но о чем ты еще не знаешь. О чем-то, что ты мог бы изменить, если бы был Дома. Так, главным героем фильма оказывается Дом – строящийся, покинутый, разрушенный, родной (этот ряд эпитетов можно продолжать до бесконечности). Дом и мы в нем (или без Него).

Любопытна история создания фильма, начавшаяся со…строительства загородного дома режиссера под Москвой. Средств не хватало, стройка затягивалась, но сам процесс происходящего, его фактура и реалии показались Басову столь замечательными, что он решил одновременно с этим сделать киноисторию. Фильм был практически полностью создан на средства режиссера, сценарий писался под тех, кого он знал. «Дом – мой, земля – моя, жена – моя, товарищи – мои…», – шутит Басов.

Одна проблема – фильм «Дом, милый дом…» может не дойти до своего зрителя. Басов приступил к работе над ним в 2009 году, но из-за отсутствия финансирования фильм до сих пор не завершен. Осталось, казалось бы, немного – озвучка, запись шумов, музыки, сведение, перезапись. Но попытки достучаться до МинКульта или телевидения по поводу субсидий на его завершение дали, по словам режиссера, «неизменно превосходный результат», то есть – ничего. «На те средства, с помощью которых я выбивал согласие на субсидии, можно снять десять фильмов», – с грустной иронией признается режиссер.

Попытки завершить фильм удивительным образом похожи на попытки завершить строительство дома: денег нет, в процесс вмешиваются какие-то странные личности. Зная, что ты зависишь от них, они предлагают тебе выбор: банька или КПЗ? Банька и деньги – за добровольное рабство, КПЗ – за принципиальность и чувство собственного достоинства. Или – или…

Впрочем, по словам Басова, это беда не только его фильма, это – участь большинства снимаемых в наше время работ. Да и с законченными российскими картинами далеко не все так просто – о туманной судьбе многих из них говорили на фестивале. Мало какая из них долетит середины Днепра, то есть дойдет до массового показа в кинотеатрах страны – чай, не «Сумерки Юрского периода».

И все же режиссер уверяет, что фильм «Дом, милый дом…» будет закончен. Отчаявшись довести дело до конца, Басов решил все бросить, но трагическая гибель его жены, Екатерины Лапиной, сыгравшей одну из главных ролей в этом фильме, все изменила: «Милый дом» должен стать ее последней премьерой… Телеверсию фильма режиссер планирует закончить в течение месяца. «Я не собирался делать фильм на те средства, которые у меня были, – я сделал столько, сколько хотел», – говорит он.

Первая же реакция присутствующих на те несколько фрагментов, которые режиссер привез в Гатчину, была однозначной: – А дальше, дальше что?! Басов хитро улыбался, разве что ус не подкручивал, и обещал показать все – когда фильм будет закончен. Что ж, будем ждать – это ведь фильм о нас, о нашей жизни и нашей реальности. Фильм о нашем «милом доме».

Напомним, Александр Басов – сын режиссера и актера Владимира Басова и актрисы Валентины Титовой. В 1993 году окончил режиссерское отделение ВГИКа. Режиссер 14 художественных и документальных фильмов, среди которых собравшие множество престижных призов «Псих и Мелочевка», детский фильм-сказка «Лесная царевна», «Цена свободы» (о правозащитниках), «Гражданин Евразии» (о Н. Назарбаеве), «Сердце комкора» (о генерале Рохлине), ленты из цикла «Криминальная Россия».

Юлия ЛЫСАНЮК