АЛЕКСАНДР ДРОЗДЕНКО об оценке работы муниципалов, газификации, переезде правительства в Гатчину и строительстве виадука

Год назад, 12 мая 2012 года, Александр Дрозденко возглавил правительство Ленинградской области. Как прошел первый год работы в должности губернатора, он рассказал журналистам во время пресс-конференции.

Свое выступление губернатор начал с благодарности представителям областных СМИ за их поддержку, без которой принцип открытости в работе правительства вряд ли был бы реализован.

Груз проблем

Губернатор рассказал о сложностях, с которыми столкнулась его команда в своей работе. Несмотря на то, что экс-губернатор В.П. Сердюков передал область новому правительству в хорошем состоянии — с хорошим бюджетом, развитой структурированной экономикой, стабильной общественно-политической ситуацией, — проблемы все же есть. В первую очередь, это существующий контраст между благоприятными экономическими показателями региона и слабыми ожиданиями инвесторов относительно развития экономики региона, низкая популярность власти у населения (как областной, так и муниципальной), сложная ситуация в системе ЖКХ – общий износ жилого фонда оценивается на уровне 60 – 65%, а также нарастание различий в экономическом развитии между территориями с высокой инвестиционной привлекательностью и депрессивными, удаленными от Санкт-Петербурга.

Исходя из этого, командой губернатора были определены направления, в которых сегодня идет активная работа. Это реформа местного самоуправления, выстраивание отношений с консолидированными налогоплательщиками для привлечения дополнительных доходов в бюджет, повышение информационной прозрачности, ставка на развитие транспортно-логистического кластера, нефтехимической промышленности, производство автокомпонентов, инновационных технологий – все то, что сегодня является визитной карточкой Ленинградской области.

Рабочие процессы

За прошедший год губернатор смог выстроить хорошие отношения с областным парламентом: «У нас есть и, я думаю, и в дальнейшем будут разногласия по тактике. Но по стратегии (развития области) мы сегодня договорились, и это главное».

До конца этого года должен заработать интернет-сайт «Открытый бюджет Ленинградской области», чтобы граждане могли в режиме он-лайн отслеживать все ключевые решения, которые будут приниматься в правительстве Ленинградской области. Александр Дрозденко отметил важность создания Координационного совета по работе с Санкт-Петербургом, что в дальнейшем положительно скажется на сосуществовании двух регионов, а также подчеркнул тот факт, что Ленинградская область, как субъект федерации, всегда реализует указы президента в полном объеме и в соответствии с графиком.

Оценка муниципалов

Правительством Ленинградской области принято решение о необходимости введения оценки деятельности руководства районов, чтобы на основании этой системы оценок у губернатора было право принимать кадровые решения по органам исполнительной власти муниципалитетов. «Мы сегодня практически взяли под ручное управление всю систему здравоохранения Ленинградской области, управление дошкольными учреждениями, детскими домами, систему ЖКХ…Так почему, беря на себя нагрузку и финансовую, и политическую, и общественную, мы не должны требовать ответственности?» — сказал Александр Дрозденко.

Кадровый вопрос

Губернатор также считает, что осуществлять кадровые перестановки в муниципальных образованиях правительство области имеет полное право: «Если мы видим, что глава администрации не справляется со своими полномочиями, почему мы должны не вмешиваться в эту ситуацию? Я знаю точно, что рассчитывать только на депутатский корпус в этом случае нельзя. Потому что есть такое понятие, как «местечковое братство». Когда какой бы плохой глава администрации не был, ни у одного депутата не хватит смелости в одиночку против него выступить». Дрозденко говорит о том, что у правительства должно быть право отстранить главу администрации района от должности при наличии объективных претензий к его работе.

Реформа МСУ

Реформа местного самоуправления сегодня обсуждается почти на каждом совещании, проводимом в Ленинградской области. Александр Дрозденко ее полностью поддерживает. «Объединения муниципальных образований должны проходить по принципу объединения маленьких с большими, бедных с богатыми и по принципу объединения районов с их районными центрами. Реформа нужна для сокращения аппарата управления, снижения издержек на содержание муниципальных образований, улучшения управляемости территориями, упрощения решения населением своих вопросов. В конце концов, это прозрачность финансирования», — сказал он.

Детские сады в приоритете

Одной из главных задач, стоящих перед областным правительством, Александр Дрозденко считает необходимость обеспечить детскими садами всех нуждающихся жителей области, т.к. решение этого вопроса положительно скажется на экономической ситуации в целом. «Если будут детские сады, значит, родители не будут бояться рожать, потому что мамочка сможет отвести ребенка в детский сад и выйти на работу», — сказал он. Строительство детских садов в Ленинградской области планируется осуществлять по трем схемам: на условиях софинансирования совместно с муниципальными образованиями, строительство с привлечением частных инвесторов и по системе «детские сады в обмен на налоги», когда компании-застройщику будут возвращать 50 % налоговых сборов за передачу детского сада муниципалитету или области. Благодаря этим программам областное правительство планирует выйти на нулевую очередь уже к 1 января 2015 года.

Модернизация здравоохранения

Александр Дрозденко дал не совсем положительную оценку системе здравоохранения в Ленинградской области. С одной стороны, за последние пять лет многие больницы области были технически переоснащены, с другой, как сказал губернатор, «в погоне за модернизацией мы забыли о человеке». Начали появляться прецеденты, когда пациентам, проживающим на селе, приходилось ездить в районную поликлинику из-за обычной капельницы. Такого быть не должно, считает губернатор. На сегодняшний день система здравоохранения формируется таким образом, чтобы создать фундамент элементарного оказания медицинской помощи на уровне каждого поселения.

Зарастаем мусором

Говоря о проблеме стихийных свалок и вывозе мусора, Александр Юрьевич назвал три вещи, которые мешают навести порядок в этой области. Во-первых, неправильная система оплаты за мусор. По мнению губернатора, «за вывоз мусора должен платить транспортной организации полигон, а не так, что сейчас у нас за вывоз мусора управляющие компании платят транспортным организациям, а куда они уже повезли мусор, и где они его вывалили – это на совести транспортных компаний». Во-вторых, нехватка мусорных полигонов. Дрозденко призвал население к осознанию того, что мусорный полигон, построенный по последнему слову техники – это не беда для соседствующих поселений, а благо. И, в-третьих, необходимость принятия жесткого регламента оборота бытовых отходов на территории области. Кроме этого, Дрозденко высказал надежду на изменение федерального законодательства с тем, чтобы штрафы за несанкционированную свалку мусора существенно увеличились.

А у нас в квартире газ, а у вас?

Правительством Ленинградской области подготовлен проект документа о газификации частного сектора на льготных условиях, согласно которому будет установлена усредненная плата за подключение частного сектора к газу — 100 тысяч рублей. Эта сумма, которую будет перечислять правительство Ленинградской области в «Леноблгаз». Что касается населения, то льготные ставки определены в размере от 10 до 30 тысяч рублей.

На сегодняшний день документ находится на согласовании в областном комитете по социальной защите, где также определяются те категории граждан, которые могут считаться «льготными». Не дожидаясь принятия данного документа, в бюджет области уже заложено первое финансирование в размере 150 миллионов рублей. Александр Дрозденко высказал надежду, что закон будет успешно работать. Понимая, что в очереди на подключение к газу по всей области стоят тысячи человек, правительство Ленинградской области планирует каждый год выделять определенную сумму на реализацию данного проекта, распределять ее по районам, которые уже смогут сами решать, кому проводить газ в первую очередь. «Все равно мы вернемся к какой-то очередности по подключению, пусть и льготному, но, к сожалению, без этого не обойтись», — сказал он.

Химозский виадук

На сегодняшний день проектная документация строительства долгожданного Химозского виадука пока находится в разработке. Деньги на строительство есть, но решение вопроса затягивается из-за существующих замечаний ко второй части проекта, связанной со строительством объездной дороги, которую, кстати, полностью будет финансировать Правительство Ленинградской области. Как сказал губернатор: «Цены называют разные: от 200 до 400 миллионов… Мы хотим начать строить виадук во второй половине этого года. Это будет переходящий объект на 2014 год. Скажем так осторожно, что до конца 2014 года, ну может быть, до начала муниципальных выборов 2014 года, мы постараемся этот объект ввести».

Футбольный стадион в Гатчине

Что касается строительства современного стадиона на территории Гатчины, то здесь ситуация состоит с точностью до наоборот – проектная документация готова и уже прошла экспертизу, а финансирования нет. Губернатор признался, что правительство хотело «втащить в строительство гатчинского стадиона Минспорт именно под флагом того, что город Гатчина мог бы быть использован как базовый центр для проживания и тренировки одной из четырех команд, которая будет в 2018 году играть на чемпионате мира в России. И эта группа будет играть в Санкт-Петербурге… Сейчас мы ведем переговоры. Предварительно самому В. Мутко эта идея понравилась. Но нам не очень нравится идея включения нас в непрограммную часть финансирования. Это такое финансирование, которое не обязательно будет подтверждено. Поэтому сегодня мы ведем переговоры о включении в программную часть. Мы также подтвердили свое финансирование. Мы готовы заложить в бюджете не менее 50% средств на строительство стадиона с тем, чтобы ввести его в 2016 году. Области такой стадион нужен. Более того, мы понимаем, что если у нас будет нормальный стадион, куда будут приходить зрители, где, как мы хотим, будет одно игровое поле, два тренировочных, нормальные раздевалки, тренажерные залы, нормальные зрительские места, закрытые от дождя, то тогда мы, может быть, сможем вернуться к идее все-таки создания хорошей областной команды. Не обязательно топ-уровня, а может быть, хотя бы уровня второй лиги, но областной команды, которая хотя бы имела свой домашний стадион. Сегодня такого домашнего стадиона, к сожалению и к большой беде, в Ленинградской области у нас нет. А возможно, все-таки, мы реализуем совместно с «Зенитом» идею о том, чтобы игры зенитовской молодежки перетащить в Ленинградскую область. Тогда, может быть, они будут собирать побольше людей. Во всяком случае, я думаю, что в Гатчине с удовольствием ходили бы и смотрели на игры молодежки «Зенита». И не только Гатчины, а и из ближайших городов приезжали и смотрели, тем более, если бы они играли на областном стадионе».

Переезд правительства в Гатчину

Отвечая на вопрос о Гатчине, как о возможной столице Ленинградской области, Александр Дрозденко сказал: «Вы знаете, у меня было такое выражение, пока я губернатор, мы никуда не переедем, тем более в Гатчину, потому что, во-первых, это дорого, и, во-вторых, мне жалко Гатчину. Но сегодня мне Гатчину жалко в меньшей степени, потому что и так Гатчина сегодня обречена на интенсивное развитие. Эта идея появилась, по крайней мере, у меня и у ряда моих советников после проведения Президентского совета по науке в Гатчине, когда мы увидели, что есть реальная возможность привлечь федеральные инвестиции. Первое, под развитие фармкластера с развитием именно ядерных компонентов, ядерной медицины, все, что связано с производством оборудования, все, что связано с использованием ядерных технологий. И вы знаете, что мы в порядке эксперимента в Российской Федерации определены как фармкластер. Второе – это то, что мы увязываем ПИЯФ с Центром нанотехнологий. Третье — это, что мы увязываем здесь развитие нескольких промышленных площадок, в том числе, кстати, притягиваем китайских инвесторов в Гатчинский район для развития технопарков.

Понимая, что сегодня у нас остаются проблемы размещения структур правительства, как один из возможных вариантов, учитывая, что будет привлечено федеральное финансирование под инженерное обеспечение, под транспортное обеспечение, под культурные проекты по Гатчине, мы, возможно, присоединимся со своим проектом. Но задача номер один, которую я ставлю, — мы не должны потратить ни одной копейки прямых бюджетных денег. Это финансирование должно быть либо по схеме государственно-частного партнерства, либо по схеме использования тех объектов недвижимости, которые у нас есть в Санкт-Петербурге, либо какие-то иные варианты. Это первое. И второе. Прежде чем окончательно принимать такое решение, мы должны сегодня совместно с ПИЯФом, совместно с рядом крупных инвесторов, которые приходят в Гатчину, полностью пересмотреть документы терпланирования и генплан и города Гатчины, и Гатчинского района для того, чтобы четко на перспективу посмотреть, как будет развиваться город Гатчина и Гатчинский район. И вот если в этом генплане нам найдется место, и мы сможем там приютиться, мы, конечно же, тогда принципиальное решение примем. Но давайте не забывать, что это решение не только экономическое, это решение еще и политическое. Поэтому на этом я ставлю скобки».

О личном

Говоря о себе, как об обычном жителе Ленинградской области, Александр Дрозденко признался, что, заняв кресло губернатора, свободного времени на любимую рыбалку, охоту и спорт практически не осталось. Часто выходные дни он проводит на работе. Главное, как сказал он, «чтобы хватило здоровья».

Кто-то из журналистов поинтересовался, с кем губернатор смог бы жить в одной квартире, имея в виду своих коллег. Посмеявшись, Александр Юрьевич сказал: «Ну, как… Если домашнее хозяйство доверить, то – с Елиным, точно знаю, что все будет в порядке. Если в плане общения, то, наверное, больше с Пахомовским. Если в плане надежности, чтобы знать, что все в порядке, то это с Яхнюком. С Яловым, наверное, не стал бы пока – молодой еще».

Ирина ХРУСТАЛЁВА