Августовский педсовет в Гатчине: от качественного образования к успешной личности

В кинотеатре «Победа» в преддверии начала нового учебного года состоялся традиционный педагогический совет учителей Гатчинского района. Главная тема, которую обсуждали на большом педсовете-2017, — воспитание молодого человека и путь его становления как успешной личности.

Рубрики:  Общество

Председатель комитета образования Гатчинского района Сергей Попков предложил рассматривать качество образования в совокупности складывающихся условий, процессов и результатов. По мнению Сергея Васильевича, в обществе существует множество критериев качества образования, и в их числе — уровень обучения, результаты ЕГЭ или участия в олимпиадах, количество учеников школы, поступивших в вузы, степень развития ребенка, готовность его к жизни. В целом, результаты образования признаются хорошими, если выпускник нашел себя, состоялся, стал успешным.

По его словам, последние несколько десятков лет педагогическое сообщество Гатчинского района только тем и занимается, что борется за наше образование с целью совершенствования условий для формирования благоприятной, оптимальной для развития ребенка среды.
В своем докладе Сергей Попков отметил, что в 2016-2017 годах значительное внимание уделялось материально-технической базе образовательных учреждений. Детские сады получили новые уличные игровые спортивные комплексы, мини-стадионы, современное оборудование. Школы приобрели лабораторное оборудование, комплекты для подготовки к ЕГЭ, учебники, школьную мебель, спортивное оборудование. Особое внимание в этом году было уделено развитию научно-технического творчества. В школах создана база для занятий по робототехнике и 3D-моделированию.

По-прежнему актуальной остается проблема переполненности школ: в гатчинских школах №1, 4 и 9 дети продолжают заниматься в две смены. Группы компенсирующей направленности в детских садах переполнены из-за большого количества детей, нуждающихся в коррекционной помощи. Учреждения дополнительного образования спортивной направленности не имеют собственных помещений.

Серьезной проблемой остается подготовка педагогических кадров.

В Гатчинском районе постепенно складывается система работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Организующим звеном стал центр психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения, открытый в Гатчине 2016 году. Задача каждого образовательного учреждения — дать детям с ограниченными возможностями такое образование, которое помогло бы им чувствовать себя успешными.

В Гатчинском районе продолжает развиваться система работы с одаренными детьми, причем в разных направлениях — интеллектуальном, спортивном, творческом, лидерским. Наш район по-прежнему сохраняет лидирующие позиции в олимпиадном движении среди школ Ленинградской области. Как считает Сергей Попков, успехи образовательной системы Гатчинского района во многом обусловлены успехами учителей. Взаимосвязь проста: успешный учитель — успешный ученик.

Для того, чтобы выяснить, что обеспечивает успешность ученика в школе, учителям было предложено ответить на несколько вопросов путем онлайн-голосования. По мнению большинства, стать ученику успешным в большей степени помогает учитель. Как считают многие учителя, успешность ученика проявляется в хороших отметках. Чтобы ученик был успешным, учитель должен, прежде всего, грамотно управлять учебным процессом и внеурочными процессами.

На вопросы, связанные с успешностью наших детей, ответили и гости педсовета — руководители общего и профессионального образования Ленинградской области и Гатчинского района, представители науки и промышленных предприятий.

Как считает главный специалист отдела общего и дополнительного образования Комитета образования Ленинградской области Татьяна Засельская, дети ценят, прежде всего, успех, который заработан их собственным трудом. Именно эти достижения кажутся им самыми важными.

— Как вы думаете, какой вклад вносит система образования нашего Гатчинского района в наш общий успех? — такой вопрос задал главе администрации Гатчинского района Елене Любушкиной ведущий педсовета-2017, лауреат премии губернатора Ленобласти в области образования заслуженный учитель России, профессор Игорь Смирнов.

— Я считаю, что образование и экономика — два взаимосвязанных предмета, — сказала Елена Викторовна. — Ежегодно мы создаем дополнительные рабочие места, в прошлом году их у нас было 3900. Но, к сожалению, у нашей территории есть такая особенность — миграция трудовых ресурсов. Ежедневно за пределы территории города и района уезжают 40 тысяч человек, приезжают на работу — не более 10 тысяч, что создает отрицательный баланс трудовых ресурсов. В центрах занятости ждут специалистов-рабочих и говорят о низком уровне производства на территории Гатчинского района. Конечно, хотелось бы, чтобы, наоборот, у нас развивались интеллектуальные профессии. Все условия для этого на территории района у нас есть. Особенности XXI века в плане экономики заключаются в постиндустриальном развитии, то есть в преобладании развития сферы услуг, науки и образования. Я уверена, что образование является одной из точек роста развития экономики. Уровень его развития у нас показывает — мы можем сами для себя воспитывать новые трудовые ресурсы.
Игорь Смирнов поддержал Елену Любушкину, отметив, что успешен, наверное, тот регион в нашей стране, выпускники которого его территории не покидают. Оставаясь работать, они продолжают традиции своей семьи, города, района и так далее.

— Когда человек стремится чего-то достичь, надо себе ставить заранее непосильные задачи и пробивать их именно своим умением, — уверен глава города Гатчины Виталий Филоненко.

— Поставив перед собой цели, человек будет учиться воплощать их, воспитывая в себе все то, что надо для того чтобы достичь этих целей. И тогда 80-90 процентов этих непосильных задач будут выполнены.

Как считает директор Петербургского института ядерной физики им. Константинова НИЦ «Курчатовский институт», профессор Денис Минкин, один из главных критериев успешности — когда ребенок после окончания одиннадцатого класса сам в состоянии принять решение, куда он идет дальше, куда поступает и где будет работать. Денис Юрьевич рассказал, что Курчатовский центр запускает серьезную программу взаимоотношений с учащимися школ. В ее рамках будет расширена экскурсионная программа ПИЯФ, кроме того, школьникам будут предложены научные практики, связанные с постоянной работой в лабораториях института.

О возрастающей актуальности технического образования напомнил помощник генерального директора компании ОАО «218 АРЗ» Анатолий Старовойтов.
— По-настоящему независимой может быть та страна, которая опирается на высокие технологии, — уверен он. — За ними — будущее. Они тянут за собой и добывающую, и перерабатывающую промышленность, и институты, и конструкторские бюро. Высокие технологии создают заводы и высокотехнологичную продукцию, которая имеет большую добавленную стоимость и помогает любому государству жить безбедно.

Техническое образование, подкрепленное опытом, тоже может стать гарантией успеха. Анатолий Старовойтов рассказал, что на бурно развивающемся сейчас «АРЗ 218» от 60 до 70 процентов среднего звена руководителей составляют молодые люди от 25 до 35 лет. При этом самым способным работникам завод готов оплатить высшее образование.

Одним из важных событий августовского педсовета-2017 стало традиционное чествование педагогов, чьи знания и опыт давно заслужили уважение как среди коллег, так и среди учеников.

Среди них — учитель начальных классов Гатчинской школы №5 Зоя Осипова, которая 45 лет была другом и наставником для своих учеников, учитель с 35-летним стажем начальных классов Гатчинской школы №5 Наталья Кравчук, социальный педагог Гатчинской гимназии им. Ушинского Наталья Курова, заместитель директора по административно-хозяйственной части Гатчинской гимназии им. Ушинского Людмила Ротанина, воспитатель Белогорской начальной школы Светлана Кравченко, учитель начальных классов Войсковицкой школы №1 Надежда Павлинина, ветеран труда, отличник народного просвещения, учитель физики Вырицкой школы Ираида Якубенко, педагог дополнительного образования Вырицкой школы №1 Елена Калюжная и многие другие.

Также в этот день в дружную учительскую семью приняли молодых педагогов, только начинающих свой путь в профессии. 1 сентября 2017 года полноправными членами педагогических коллективов образовательных учреждений Гатчинского муниципального района станут 22 молодых специалиста.