шевчукВ галерее Центра информационных технологий открылась персональная выставка художника-акварелиста, председателя Санкт-Петербургского Общества акварелистов Юрия Шевчика под названием «Азбука визуального мышления: абстракты от точки до круга».

Абстрактные полотна на тему квантовой физики и происхождения Вселенной, акварельные пейзажи и инсталляции – художник использует как традиционные, так и самые необычные приемы, чтобы выразить свое видение мира.

По словам проект-директора Санкт-Петербургского Общества акварелистов, искусствоведа Натальи Озеровой, открывшей выставку, творчество Юрия Шевчика во многом пересекается с идеями пифагорейской философии. Именно Пифагор впервые назвал Вселенную космосом, то есть «прекрасным порядком». Предметом его учения был мир как стройное целое, подчиненное законам гармонии и числа. Своеобразие Шевчика как абстракциониста – в стремлении передать текучесть мира, движение человека в нем посредством изображения простых фигур, которые тоже подчинены гармонии чисел. Согласно прихотливой мысли мастера, они складываются в композицию, которая живет уже своей собственной жизнью.

Искать готовый смысл в полотнах Шевчика – занятие безнадежное. Речь, скорее, идет о неком смысловом стержне, на который буквально наматываются слои контекста, мысли и чувства зрителя. В частности, один из таких смысловых слоев приоткрывается, если связать визуальное пространство картины с ее названием. Впечатление усиливается, если смотреть полотно в одном ряду с другими, после чего мысль уже начинает работать сама. Чтобы создать благоприятную среду для более полного понимания своего искусства, Шевчик сам принимает непосредственное участие в подготовке к выставкам. Полотна развешаны не в произвольном порядке, а в определенной последовательности. Так, галерея, принявшая полотна художника, сама на некоторое время становится арт-объектом.

В основе концепции выставки – философия точки и круга. И снова возникает ассоциация с пифагорейцами, которые свое учение выстраивали на паре двух противоположностей — предела и беспредельного. Точка конечна, предельна, круг – символ бесконечности, Вселенной. Эти два понятия противоположны и едины одновременно. Сложные взаимоотношения точки и круга на полотнах становятся прообразом великой игры Вселенной. Или человеческой судьбы. Замечательно иллюстрируют эту связь три полотна из серии «Директория кванта». Картина «К свету» выполнена в темных тонах. Иллюзию выхода к свету по круглому темному туннелю создают разноцветные треугольники, сходящиеся в ослепительно белой точке в центре картины. «Во тьме» – своеобразный негатив этого полотна. Постепенно отказываясь от света, мы словно погружаемся в черную точку небытия. Как ответ на все вопросы – полотно между этими двумя картинами. В центре пересечения черной и красной полос – лик Христа. Можно предположить, что горизонтальная черная полоса символизирует смерть, красная, устремленная вверх – жизнь. По углам, на желтом солнечном фоне, – символы других мировых религий. И, конечно же, точка, из которой рождается мир. О неотвратимости разрушения и неуничтожимости жизни – инсталляция «Зашарим белым шаром по черному квадрату Малевича», осуществленная еще в конце 1990-х. Расколотый тяжелым шаром и склеенный затем шедевр выступает как символ вечного обновления и превращения материи.

Необычны и акварельные пейзажи Юрия Шевчика. Раздробленность привычного мира на фрагменты, видимая хаотичность образа поначалу вызывает ощущение тревоги и желание спрятаться, уйти. Но это наш мир – мир, разъятый на части нашим же раздробленным сознанием. И все же, как говорит Наталья Озерова, «всегда остается возможность выхода в некое подпространство – пространство мира, где есть настоящие горы, моря, леса»…

Юлия ЛЫСАНЮК

Фото Владислава ТОЛЧИНА