романовы

В Государственном музее-заповеднике «Гатчина» открылась выставка «Дом Романовых — дарители и собиратели».

На торжественной церемонии открытия грандиозной выставки в залах Арсенального каре сотрудников музея поздравил председатель Комитета по культуре Санкт-Петербурга В.Ю. Панкратов. По его словам Гатчинский дворец уверенно обретает выставочное лицо. Новая выставка – пример партнерства с ведущими музеями Санкт-Петербурга, что чрезвычайно важно для создания единого музейного пространства. «Этим залам, – подчеркнул Василий Юрьевич, – мы предсказываем блестящее будущее».

В свою очередь директор Российского этнографического музея В.М. Грусман назвал выставку «честной». В том смысле, что Этнографический музей «не пожалел для нее экспонатов, что обещал, то и дал». Он назвал экспозицию выставки положительным примером совместной работы музеев разного ранга – федерального и городского. «Не так просто все это было сделать», – признался он.

Над дизайном выставки трудилась петербургская студия «Своя школа», которая сотрудничает с Гатчинским дворцом уже в третий раз. На наш вопрос к главному художнику Александру Менусу, чем интересна для него была эта работа, мы услышали в ответ, что «своей темой и уникальными экспонатами».

В служении Отечеству видели смысл жизни большинство представителей династии Романовых. Основу их мировоззрения закладывало воспитание, ориентированное на национальную идею, выраженную в популярной тогда триаде — Православие, Самодержавие, Народность.

После завершения полного курса наук наследника престола и великих князей направляли в путешествие по России с целью не только познакомить с народом, которым им предстояло управлять, но и почувствовать с ним связь, полюбить его. Роль правителя и членов его семьи понималась Романовыми как долг и обязанность перед страной, а не как привилегия. Из этих путешествий они привозили предметы старины и изделия народных промыслов.

Важное место в системе отношений царя и народа занимала практика подношений, которая считалась освященной веками традицией. Не случайно открывают экспозицию выставки два серебряных с позолотой подносных блюда, символизирующие связь народа и монарха. Они изготовлены фирмой П. Овчинникова в 80-е годы XIX века и были поднесены императору Александру III и императрице Марии Федоровне. Одно из них было поднесено депутацией от донских калмыков по случаю коронации, другое должно было представить императору терское казачье войско и засвидетельствовать его преданность.

Другой экспонат – резной образ «Введение Богородицы во храм» – Александр III получил в подарок на десятилетие своей коронации от монахов русского скита Святого пророка Илии на Афоне. Этот дар был размещен в Императорской церкви Гатчинского дворца. Иконы и хлеб-соль царям подносили на полотенцах, украшенных вышивкой и кружевом. На выставке их четыре.

романов2

К числу подношений, полученных цесаревичем Николаем Александровичем в начале 1890 года, относятся нагайка, которую приписывают герою войны 1812 года В.А. Сысоеву, и сабля последних крымских ханов. Ему также были поднесены экспонируемые на выставке калмыцкие сосуды для чая и кумыса с богатой отделкой серебряными накладками, гравировкой и чернью. Они были подарены на бракосочетание Николая Александровича и Александры Федоровны «от верноподданных калмыков, кочующих в Астраханской губернии».

С именем Николая II связана еще одна пара экспонатов, ставших реликвией во время его царствования — серебряные стопа и поднос. Надписи на предметах свидетельствуют, что 7 декабря 1912 года император пил из этой стопы шампанское за здоровье членов Собственной Его Императорского Величества Канцелярии и ее управляющего А.С. Танеева.

Среди предметов, представленных на выставке, имеется редкий дар, поднесенный осенью 1888 г. Александру III чеченской делегацией в связи с посещением императором Владикавказа. Он состоит из шашки и ружья. Клинок этой шашки подписной, выполнен мастером Тахой из аула Старые Атаги. Кремневое нарезное ружье, подаренное вместе с шашкой, также было изготовлено местными мастерами.

Каждый визит эмиров или приезд бухарского посольства в Россию сопровождался богатыми подношениями государю императору, ее императорскому величеству, наследнику, великим князьям и княгиням. Подарочные наборы эмиров бухарских включали золотошвейные и вышитые шелком халаты, отрезы узорных тканей местной работы, ювелирные изделия, отделанное драгоценными камнями оружие, ковры и другие произведения среднеазиатского прикладного искусства.

В экспозиции выставки имеются также подношения буддийских религиозных деятелей: серебряная скульптура «Белая тара», которая была преподнесена бурятской депутацией цесаревичу Николаю во время его путешествия летом 1891 года, «Парадная композиция буддийского алтаря», «Зеленая тара», серебряная Мандала «13 божеств…». Этот памятник буддийского искусства представляет большую религиозную, историческую и художественную ценность, не имея аналогов в музеях не только России, но и Европы.

Показанные на выставке предметы русского декоративно-прикладного искусства принадлежали двум крупным коллекционерам второй половины XIX века – Н.Л. Шабельской и Ф.М. Плюшкину. Из коллекции Шабельской представлены женский северно-русский костюм, шитый жемчугом кокошник, золотошвейные платки, серьги, пуговицы и кресты XVII- XVIII веков. Вещи Плюшкина – старинный костяной ларец холмогорской работы XVIII в., серебряные кресты, серьги, пуговицы, женские головные уборы.

Из коллекции книг членов императорской фамилии на выставке обращают на себя внимание две изысканно изданные книги конца XIX века: труды Н. Кондакова «История и памятники византийской эмали».

Зинаида СКОРНЯКОВА