ГАТЧИНСКИЕ ПЕШЕХОДЫ: СИНДРОМ ЧЕЛОВЕКА-НЕВИДИМКИ

Сотрудники Госавтоинспекции обеспокоены ситуацией, сложившейся в Гатчинском районе: сообщения о ДТП изобилуют жертвами. В прошлом году такого не наблюдалось.

Слово – начальнику ОГИБДД УМВД России по Гатчинскому району подполковнику полиции Александру Юрьевичу Романову.

— Сейчас нас очень тревожит рост числа ДТП с участием пешеходов и детей. Буквально за 25 дней ноября на гатчинских дорогах произошло 22 дорожно-транспортных происшествия, в которых пострадали пешеходы, — то есть, почти каждый день под колеса попадает по человеку. Шестеро пешеходов погибли. Треть ноябрьских аварий случилась на пешеходных переходах – по вине водителей, а все остальное – вне зоны перехода и, как правило, в темное время суток. В октябре таких аварий было 29, в них погибло 7 человек, ранено – 23.

- Почему вдруг такой наплыв среди осени? Ведь снега нет, гололеда нет…

— То-то и оно: снега нет, темно, видимость снижена. Осень в этом году затянулась, ситуация осложнилась в октябре-ноябре – плюсовая температура, обочины стали непроходимы от грязи, и люди вышли на проезжую часть. Причем, пренебрегая элементарными мерами безопасности: идут в попутном направлении с автотранспортом, в темной одежде без каких-либо светоотражающих элементов. В результате, пешеходы становятся невидимы на дороге, а когда попадают в свет фар – уже слишком поздно. Хотя на любой заправке продается этот светоотражающий маячок, который стоит 15-20 рублей.

Но и в целом количество ДТП, в которых были сбиты люди, выросло: за 10 месяцев у нас произошло 118 таких аварий (+20 по сравнению с прошлым годом), в которых погибло 18 пешеходов, ранено – 106.

- Где опаснее для пешеходов: в Гатчине или в районе?

— В городе таких ДТП происходит больше, чем в сельской местности. Самая аварийная зона – это проспект 25-го Октября. По-прежнему остается аварийно-опасным пешеходный переход у Дома Культуры: несмотря на то, что на подъезде к переходу установили шумовые полосы, там до сих пор продолжают сбивать людей. С начала года произошло уже три ДТП. Сейчас мы решаем эту проблему совместно с администрацией: возможно, сделаем там дополнительное освещение. Потому что знак «Пешеходный переход», «зебра» и шумовые полосы не спасают. Еще один из наиболее аварийных переходов – на въезде в город, на перекрестке проспекта и Рощинской, там очень интенсивное движение, и не всегда пропускают людей.

- Может быть, положение спасет светофор?

— Это лучший вариант, но все упирается в деньги. Хороший выход из положения – светящийся дорожный знак. Таким образом нам удалось ликвидировать очаг аварийности на углу проспекта и Госпитального переулка: с того момента, как там установили светящийся дорожный знак «Пешеходный переход», не было сбито ни одного человека.

Еще вариант – «лежачий полицейский». Мы установили его у пешеходного перехода на улице Зверевой (там в прошлом году сбили ребенка), и с начала года на этом участке – ни одного ДТП.

- Какие еще работы для безопасности гатчинских дорог проведены в этом году?

— Установили светофор на улице К. Маркса возле гимназии «Апекс», сейчас решается вопрос об установке там пешеходного ограждения. В местах повышенной аварийности будут заменены знаки «Пешеходный переход» на новые – в желтом кантике. Отремонтированы основные городские и пригородные магистрали. Может быть, кстати, это косвенно повлияло на аварийность – не в лучшую сторону: на новом дорожном покрытии сразу возросла скорость – тяжесть последствий ДТП увеличилась.

- Вот именно: ездили бы себе тихонько – по ямам и колдобинам. И никакой разметки…

— Всю дорожную разметку в городе заменили на пластиковую – благодаря усилиям нашей дорожной службы и гатчинской администрации (старая разметка краской не выдерживает и года). Порядка пяти адресов у нас экспериментальных – там нанесена разметка с чередованием белых и желтых полос. Такое обозначение пешеходного перехода тоже спасает – например, в Госпитальном переулке, на бетонно-кольцевой дороге, а вот в Войсковицах, несмотря на желтую разметку, с начала года произошло уже третье ДТП на переходе, хотя и освещение там хорошее. Надо принимать дополнительные меры.

- Ну, светящиеся знаки, желтая разметка – это все для привлечения внимания водителей. А сами-то пешеходы – что?

— Да, все помнят про статью 12.18 КоАП РФ, гласящую, что водитель обязан пропускать пешехода. Но почему-то забывают тот пункт правил, где говорится, что пешеход, перед тем как начать движение, должен убедиться в безопасности перехода, в том, что приближающееся транспортное средство его пропускает. Среди нарушителей правил пешеходов – 15%. За 10 месяцев сотрудники ГИБДД остановили 22 человека, находившихся на проезжей части в нетрезвом состоянии. Отдельную работу приходится проводить с «людьми-невидимками»: никак не понимают граждане, что пешеход на дороге должен быть видим – в любое время суток. Разъясняем популярными методами, вот, провели два «флеш-моба» — в Коммунаре и в Гатчине, наглядно рекламировали светоотражатели.

- Положение с детским дорожно-транспортным травматизмом оставляет желать лучшего?

— В течение года наблюдался рост числа ДТП с участием детей – и пешеходов, и пассажиров. В ноябре, к счастью, ситуация стабилизировалась. Всего с начала года в Гатчинском районе зарегистрировано 50 (+10) аварий, в которых пострадало 58 детей (15 – пешеходы, пятеро – велосипедисты, остальные – пассажиры). Погибших нет – в отличие от прошлого года, когда в ДТП погибли двое детей. По каждому несовершеннолетнему пешеходу, попавшему под машину, проводим проверку, доводим до сведения школы, если учится. Сейчас за каждой школой Гатчины и района – а их 43 – закрепили инспектора ГИБДД, налаживаем взаимодействие со школьными администрациями.

Среди пострадавших детей-пассажиров 16 – жители Петербурга, дачники. Эти травмы на совести родителей, поленившихся пристегнуть ребенка ремнями безопасности. Госавтоинспекция теперь каждую неделю проводит мероприятие «Пристегнись!»: идет массовая проверка водителей возле школ, детских садов, на улицах Гатчины и района. Нарушителей штрафуем.

- И, надо заметить, результат есть: даже в такси стали возить детское кресло для маленьких пассажиров. Гром не грянет – мужик не перекрестится…

— Правильно, ГАИ не оштрафует – водитель не соблюдет. Также и с другими пунктами правил: ужесточение наказания за нарушение ПДД принесет свои плоды не сразу, а когда большая часть водителей прочувствует новые санкции на своем кошельке. Например, еще не все поняли, что с 1-го сентября за вождение в состоянии алкогольного опьянения предусмотрен штраф 30 тысяч рублей и лишение права управления на срок от полутора до двух лет. За повторное нарушение – штраф 50 тысяч с лишением на три года. Несколько таких материалов уже оформлено, однако срок административного расследования достигает трех месяцев, и в начале следующего года до населения дойдет: чем пить за рулем, дешевле ездить на такси.

- На гатчинских дорогах появились фото-радары для контроля скорости. Это будет постоянная практика?

— Да. Радары будут на всех дорогах района. Раз в неделю мы корректируем расстановку – радары все время перемещаются. Рассматривается вопрос об установке соответствующих знаков: на желтом фоне значок – контроль скорости. Особенно это будет актуально весной и летом, когда поедут дачники. Увидев такой знак, водители сбросят скорость, что, собственно, и требуется. Мы не зря даем информацию об установке фото-радаров заранее: наша задача не изловить и наказать, а предупредить и предотвратить. Но это снова вопрос финансирования: знаки должны установить собственники дорог, а дороги у нас федеральные, региональные и муниципальные. У федералов денег побольше – быстрее поставят знаки; муниципальные возможности скромнее, и так – спасибо администрации Гатчины, изыскавшей средства на пластиковую разметку.

- Александр Юрьевич, гатчинские инспекторы успевают следить за порядком на всех дорогах и еще проводить всевозможные профилактические мероприятия?

— Людей, конечно, недостаточно, но нам часто присылают помощь из Управления ГИБДД – питерские инспекторы очень активно выявляют нарушителей, особенно нетрезвых. И мероприятия «Нетрезвый водитель» и «Пешеход. Пешеходный переход» будут и дальше проводиться на постоянной основе, а остальные – по мере необходимости. Так что расслабляться не стоит. Удачи на дорогах!

Беседовала Екатерина ДЗЮБА