генриетта

Вчера вечером в большом зале кинотеатра «Победа» прошла торжественная церемония открытия XX Российского кинофестиваля «Литература и кино».

В центре внимания были основатели кинофестиваля: почетный гражданин города Гатчины, заслуженный работник культуры РФ Генриетта Карповна Ягибекова и писатель, заслуженный деятель искусств РФ Сергей Николаевич Есин. Генриетта Карповна долгие годы работала директором кинотеатра «Победа» и была первым генеральным директором кинофестиваля. Ей мы адресовали вопросы наших читателей.

- Генриетта Карповна, расскажите, с чего все начиналось?

— Стояла совершенно четкая цель – сохранить кинотеатр. Это была середина 90-х. Кинематограф разваливался. По всей стране кинотеатры продавали и открывали рынки, автомобильные салоны… И наш красивый уютный кинотеатр могла постичь такая же участь.

- Как пришла идея кинофестиваля литературы и кино?

— Это идея не моя, а Валентины Сергеевны Ивановой, кинокритика, журналиста газеты «Культура», супруги С.Н. Есина. Как-то раз на одном российском кинофестивале в зале оказалось только два человека – я и она. Встал вопрос, как вернуть зрителя в кинотеатр. Нужно было придумать что-то свое, индивидуальное. В мире уже более 600 кинофестивалей. Валентина Сергеевна и говорит: а почему бы тебе не сделать фестиваль экранизаций?.. Я поняла, что эта наша тема. У нас Куприн, Пушкин…

То, что на кинофестивале присутствуют и литераторы, и кинематографисты, позволило нам разработать нестандартный формат, интересный гатчинской публике и самим участникам.

- На первых кинофестивалях, наверное, были и забавные случаи?

— Наверное, да только мне было не до смеха — сплошные стрессы. С другой стороны, если бы жизнь была спокойной и размеренной, то ничего бы не получилось. Первый фестиваль мы делали вместе с Украиной – всем понравилось. Сейчас уже с улыбкой вспоминаю, как мы в 90-е годы пробивали финансирование и доставали подарки для награждения призеров. А какие они были? Альбомы из книжного магазина. И все были счастливы.

Это потом гостиницу «Академическая» стали как-то оснащать, а в середине 90-х участники кинофестиваля одеялами закрывали щели в окнах, чтобы не так сквозило. Кровати были такие, что гости падали. В гостинице вообще каждый год происходило много забавных историй. Но они не для печати….

А какие праздники проходили с участием гостей кинофестиваля! Например, рыцарский турнир в Приорате. На коне «Дама сердца» – Галина Бокашевская. В этот день в Гатчину приезжал всемирно известный режиссер Кшиштоф Занусси. Друзья кинофестиваля с кем нужно договорились, и пока консул плутал по зданию аэропорта, Кшиштофа у самого трапа встретила Галина Бокашевская в средневековом наряде и парике. Это был фурор. Потом польский режиссер гостил у нас три дня, провел творческий вечер, с удовольствием познакомился с достопримечательностями города. К нему любой мог подойти, пообщаться. Такая доступность звездных режиссеров, писателей и актеров – особенность нашего кинофестиваля, которой мы дорожим.

Наверное, самый интересный случай за всю историю кинофестиваля произошел, когда вдруг во время церемонии открытия погас свет. Несколько минут мне показались вечностью. От ужаса я не знала, что делать. Губернатор в зале сидит, народных артистов полный ряд. Вижу, директор электросети Анатолий Румб встает тихо и выходит. Понимаю, электросеть занимается делом. Наши телевизионщики направили свои камеры на сцену – появилась подсветка. Выходит ведущий – Александр Голобородько – и начинает читать. Я подползаю к Александру Филиппенко и говорю: «Саша, выручай!». И он 20 минут в полной темноте блистал своим талантом. Все были в восторге. В этот момент на сцену были готовы выйти Панкратов-Черный, Черницкий с Романовым (с гитарой)… Мне потом даже выговаривали, почему я на сцену их не пригласила.

- А с фильмами-конкурсантами приключения были?

— В начале пути мы были как слепые котята. Как-то раз в программе ретроспективного показа у нас стояло сразу четыре «Идиота» по роману Достоевского: японский, французский, итальянский и русский. Фильмы пришли в коробках, запакованные – все нормально. В голову не пришло, что они могут быть без перевода и даже без титров. Когда же стали показывать – пришли в ужас. А гатчинский зритель, что и говорить, особый: сидит, смотрит фильмы на языке оригинала. Даже из зала никто не ушел.

Был случай, когда у нас пропал конкурсный фильм. Хочу отметить, что когда идет конкурсный фильм, его никуда не разрешается отдавать. А мы всегда с Гатчинским районом поддерживали тесные отношения, и сельская публика тоже смотрела фильмы. Приезжал киномеханик или руководитель клуба, фильм брали, показывали и возвращали. В тот раз фильм без моего разрешения взяли в Дружную Горку и обещали вернуть в 8 утра в день конкурсного показа. Уже 10 часов, а фильма нет. И мне ничего не говорят, боятся. Оказалось, что проблема пустяковая – машина сломалась. Отругала тогда всех: если не можешь сам решить проблему, скажи – я решу. С тех пор конкурсные фильмы категорически никому не отдаем.

Зрители помнят случай, как на церемонии закрытия председатель комитета по культуре А.М. Качалова стояла на сцене с телевизором в руках. Многие задавались вопросом, зачем она его держит. А дело было так. Накануне в Гатчину приехал художник, депутат Государственной Думы и привез миллион. Наготовили много вкусностей, собрались в методкабинете и потчуем дорого гостя. С.Н. Есин говорит: «Генриетта, на закрытии выйдет товарищ и от имени компартии вручит приз – миллион».

А время тогда было не то, что сейчас – плюрализм. Какая компартия! В.С. Иванова говорит: «Это невозможно – ее уволят». Только к утру удалось найти компромисс. Валентина Сергеевна говорит: «Не переживай. Он не скажет, что от коммунистов, но и миллион не вручит, потому что его компартия дала. Но другой приз готов вручить». Я обратилась к А.М. Качаловой. Она купила телевизор и на сцену с ним вышла. А на награждении встала рядом со словами: «Пускай хоть только слово лишнее скажет». Сейчас мы смеемся, а тогда не до смеха было.

Конечно, забавно вспоминать, как мы начинали. Как искали, где людей накормить, как фуршет организовать. В кафе – алюминиевые ложки и кружки, толстые тарелки, запах больничный. В итоге вышли на кафе «Дубок» – спасибо им! Неслучайно у наших звезд о Гатчине остались самые приятные впечатления. «А будут булочки с яблоками?», – спрашивает Ирина Скобцева, когда ее приглашают в Гатчину.

А наш 218 АРЗ! Никогда не видела руководителей, но это настоящие мужчины: как только проблема обозначена – они уже ее решили. Нужны современные стойки для ведущих – не прошло и нескольких дней, как появились стойки. Нужен пресс-центр – привозят пресс-центр. Нужно сделать выставку – и вот уже висят портреты гостей кинофестиваля. А как гостиницу свою привели в порядок!

- Что вы скажете о гатчинских зрителях?

— Высоко ценю интеллект нашего города. Самое дорогое, что у нас есть – наша публика.

Везде фестивали делают московские команды, наш единственный кинофестиваль, где инициатива пошла снизу. А затем обросла друзьями среди чиновников, в литературных кругах и всего кинематографического мира. Но главные герои кинофестиваля – это гатчинцы, которые участвуют в его организации и проведении, создают атмосферу праздника не ради денег, а от душевной потребности. Это команда кинотеатра, все службы, друзья-коллеги, работники культуры, образования, предприниматели, наши взрослые и юные волонтеры… Мы на дружеских отношениях решали сложные вопросы, и получался хороший праздник. Пускай у нас нет высокого комфорта. Но мы делаем все, чтобы гости влюблялись в наш город, район, в наших людей. Таких, как у нас, экскурсий, праздников, общения со зрителями и читателями – нет на других кинофестивалях.

Как-то за завтраком Клара Лучко и Евгений Дога, посмотрев, как мы носимся, искренне болеем за дело, спрашивают меня: «А зачем тебе это нужно?». Говорю: «Так жить интереснее».

Татьяна МОЖАЕВА