ГИМС РАБОТАЕТ ПО-НОВОМУ: РЕЗУЛЬТАТЫ – ЛУЧШЕ, БЕЗОПАСНОСТЬ – ВЫШЕ

15 июня Российской Государственной инспекции по маломерным судам исполнилось 30 лет. По распоряжению губернатора Ленинградской области старший государственный инспектор по маломерным судам Гатчинского отделения ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Ленинградской области» Михаил Сергеевич Пименов признан лучшим руководителем.

- Михаил Сергеевич, если службе исполняется тридцать, значит, раньше инспекции по маломерным судам не было?

— Официально ГИМС существует с 1984 года, но у гатчинцев, например, есть судовые билеты, датированные 70-ми годами прошлого века, — то есть, такая служба существовала и раньше, просто функции, которые тогда исполнялись, отличались кардинально от того, что мы делаем сегодня.

В 2005 году все поменялось: был создан Центр ГИМС – при МЧС России. Поменялось штатное расписание, задачи и материально-техническое оснащение. Еще 10 лет назад у нас ничего не было: ни собственного помещения, ни стола, ни стула. Штат состоял из одного человека – меня: мне вручили восемь судовых книг, печать и сказали: вот твое поле деятельности. И постепенно создался коллектив, появилось помещение на Красноармейском проспекте, 14, где ГИМС находится с 2006 года.

- Тяжело, наверно, было начинать с нуля?

— Непросто. Но это-то и ценно: одно дело, прийти на готовое и воспользоваться плодами чужого труда, другое – сделать абсолютно все самостоятельно. А все, что вы здесь видите – и это помещение, и ремонт в нем, и организация рабочего процесса, и служебные награды – заслуга нашего коллектива.

- О коллективе расскажите, пожалуйста…

— Коллектив у нас прекраснейший. Люди все разные, в большинстве – бывшие военные, работают с интересом и большой самоотдачей. Все – настоящие профессионалы: государственные инспекторы Владимир Николаевич Чуркин, Василий Николаевич Кукин, Владимир Александрович Соляник, Елена Николаевна Косырева, техник Ирина Владимировна Запащикова.

- Михаил Сергеевич, объясните, вкратце, для непосвященных: чем же занимается инспекция по маломерным судам, и что скрывается за понятием «маломерное судно»?

— ГИМС занимается обеспечением безопасности на воде. Маломерные суда – это моторные лодки с двигателем мощностью свыше 8 кВт и весом до 200 кг (длина маломерного судна не превышает 20 метров) и гидроциклы. Каждый, кто пр обрел подобное плавсредство, должен зарегистрировать его в ГИМС, получить судовой билет, а также права на управление маломерным судном.

- Где получают такие права?

— В Гатчине, в ОСВОДЕ, учат управлению маломерными судами – дают практические и теоретические навыки, а мы только принимаем экзамены. В том, чтобы пройти такие курсы вождения, нет никакой сложности.

- А если лодка меньше указанных параметров, она не подпадает под «юрисдикцию» ГИМС?

— Раньше мы регистрировали все плавучее, каким бы маленьким и незначительным оно ни было: выдавали судовой билет и прочее. Нам было очень тяжело, лет восемь назад здесь стояли огромные очереди – до Коннетабля, потому что мы, в силу объективных причин, не успевали людей принимать. Теперь законодательство поменялось, и нам стало работать легче, и людям удобнее. Совсем мелкие суда мы не регистрируем, но это не освобождает их владельцев от ответственности за безопасность на воде: они также должны предъявлять правоустанавливающие документы на лодки и применять спасательные жилеты.

- Сколько в Гатчине маломерных судов?

— У нас состоит на учете свыше шести тысяч. В Гатчинском районе хоть и нет серьезных водных объектов, но население очень активное, постоянно выезжает на большие водоемы.

- А вы – следом, с инспекцией?

— Обязательно. У нас моторная лодка «Мастер-500» с двигателем «Mercury» 60 лошадиных сил. Нам вполне достаточно – в «догонялки» никто не играет, граждане у нас сознательные. Мы выезжаем и на Ладогу, и на местные реки-озера: на Оредеж, Орлинское озеро. И здесь нам работы хватает: нарушителей – много. Причем основной вид нарушений – превышение скорости.

- Что, и на воде есть ограничение?

— Это прерогатива органов местного самоуправления. Каждое поселение устанавливает свой предел скорости на воде. Например, одно из самых крупных поселений – Вырицкое – установило 10 км/ч, и, как правило, скоростной режим в поселениях не разнится. У нас есть прибор для измерения скорости. Как только начинается сезон, маломерные суда в большом количестве выходят на воду, и мы осуществляем контроль. Нарушителей привлекаем: выносим постановление, выписываем на месте квитанцию на штраф. На сегодняшний день привлечено к административной ответственности 194 человека – это хороший результат по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и один из важных показателей нашей работы: глаза на нарушения мы не закрываем.

- А что делает ГИМС после закрытия навигации?

— Мы контролируем ситуацию на воде и в тот период, когда навигация закрыта, поскольку это одно из самых серьезных нарушений: выходить на воду в неположенное время (в Ленобласти установлен штраф до 2,5 тысяч рублей). Решение об открытии навигации для маломерных судов принимается губернатором области. В этом году навигация открылась 26 апреля, но до этой даты мы успели составить 26 протоколов в отношении тех, кто «не дотерпел» до официального открытия навигации.

- Какую-то профилактическую работу ГИМС ведет?

— Да, пропаганда тоже входит в круг наших обязанностей. Мы регулярно проводим беседы в школах, рассказываем о правилах безопасного поведения на воде. В гатчинской школе № 5 нас хорошо знают, дети – самая благодарная аудитория, и всегда воспринимают выступления наших инспекторов с интересом.

- Вам случалось участвовать в ликвидации последствий наводнений, ведь ГИМС относится к МЧС?

— В Гатчинском районе, к счастью, водоемы из берегов не выходят. Но если наводнение случается где-то в другом районе, Гатчину всегда привлекают. В Тосно в 2009-м и в 2013 году были наводнения. Река Тосна в период половодья становится достаточно опасной. В прошлом году там погибла женщина – ее смыло вместе с машиной. После этого ввели режим чрезвычайной ситуации. Мы сразу были задействованы: предоставили лодку, личный состав и несли круглосуточное дежурство.

- Михаил Сергеевич, вашим инспекторам сложно работать? ГИМС – орган надзирающий и даже карающий, как вас воспринимают граждане, отдыхающие «на водах»?

— Гатчинцы в основном добропорядочные, приличные люди, и мне очень приятно об этом говорить: наша работа выстроена на полном взаимопонимании. Вот летом мы приезжаем в Вырицу: там великое множество отдыхающих, дачников – никто не катается на гидроцикле в том месте, где купаются. Все водные развлечения – только в стороне. Люди знают, что лучше закон не нарушать, а если уж мы кого-то привлекаем, нарушитель не пытается уйти от ответственности и всегда отвечает за свое деяние.

Начиная с 2005 года, ГИМС Ленинградской области шесть раз становилась лучшим подразделением на Северо-Западе и дважды – лучшим в России. Такими показателями не может похвастаться ни один субъект РФ. Но ни одна грамота, ни одна благодарность не дается просто так – это результат слаженного, добросовестного труда всего коллектива. И в планах на будущее – развивать и совершенствовать нашу деятельность. В общем, мы от своей работы еще не устали…

Беседовала Екатерина ДЗЮБА