«Холопка» с дворцовым размахом

Более двух тысяч зрителей стали свидетелями уникального события в театральной жизни. В честь празднования 250-летия Гатчинского дворца под открытым небом в естественной декорации дворцово-паркового ансамбля был исполнен красочный спектакль Санкт-Петербургского государственного театра музыкальной комедии. Этим спектаклем стала музыкальная фантазия на тему оперетты Николая Стрельникова «Холопка».

Советская историческая оперетта «Холопка» – первая постановка Театра музыкальной комедии, открывшегося в 1929 году в Ленинграде. По мотивам оперетты «Холопка» в 1963 году был снят фильм «Крепостная актриса» с участием известных артистов. Ее мелодии, арии и дуэты звучали по радио, исполнялись с эстрады.

И сегодня «Холопка» не утратила своей популярности. Динамичный сюжет и великолепная музыка! Все это увлекает зрителя в романтический мир, бурлящий пламенными, благородными чувствами. В «Холопке» звучат напевы русских и украинских народных песен, а также лирические мелодии в стиле Кальмана, горячим поклонником которого был композитор Николай Стрельников.

Выбор этого произведения для показа в рамках празднования 250-летия Гатчинского дворца неслучаен. Действие в пьесе происходит в Павловскую эпоху в Гатчине. Правда, в данном случае театр не придерживался абсолютной исторической точности в деталях и, пригласив артистов из других трупп, представил вольную фантазию на основе популярной оперетты.

Зрители начали собираться в концертной зоне за час до представления. У Иорданского колодца небольшая суета: специальные люди проверяют билеты и сверяют списки гостей. За полчаса до начала образовался затор. Зато, как только кордон позади, сразу окунаешься в карнавальное действо.

Повсюду коломбины загадочно улыбаются из-под масок. На зеленой лужайке прелестные пастушки плетут косы, водят хороводы и разыгрывают идиллические сценки крестьянского быта. Как не разделить их веселье! Тем более что в нем участвуют знакомые гатчинские артисты и юные воспитанницы театра костюма «Катюша». Публика гуляет и радостно фотографируется.

После короткого теплого дождика природа награждает всех яркой радугой. На главной сцене играют придворные музыканты в ливреях. Величественный голос приглашает почтенную публику проследовать в Сад наслаждений – Собственный садик Гатчинского дворца. Шелестя нарядами, среди скульптур важно прогуливаются господа и дамы в масках. В тени сада улыбчивая русалка приглашает скоротать время в романтической обстановке.

Зрительный зал на Серебряном лугу постепенно наполняется. Публика разная. Одни – в вечерних нарядах, другие – с рюкзаками. Только бы не дождь: если все откроют зонты, сцены не будет видно. Но природа благоволила «Холопке»: вечер был теплым, дождик шел всего минуту. Если этот опыт сочтут удачным, думается, в следующий раз организаторы предусмотрят раздачу одноразовых дождевиков. На всякий случай.

У стен Иорданского фасада Гатчинского дворца режиссер Анна Осипенко создала три фантастические сценические площадки, на которых происходило действие. Сопровождал спектакль оркестр Театра музыкальной комедии под руководством заслуженного артиста России Андрея Алексеева.

Сюжет прост. Коварный граф Кутайсов, возжелав приблизить к себе красавицу Виолетту Леблан из Парижа, убеждает ее выйти замуж за Андрея Батурина, скрыв, что Андрей – крепостной. Таким образом, Виолетта стала бы холопкой Кутайсова.

Спектакль открылся роскошным карнавалом. В постановке присутствовали настоящие лихие гусары, выезжающие верхом на настоящих лошадях. Главная героиня спектакля явилась пе(Начало на стр.1) ред зрителями в богатой белой карете. Не обошлось без сатиры. Реплику Кутайсова «Россия – страна возможностей!.. Для меня», зал оценил дружными аплодисментами. В счастливом финале на «балкон» Гатчинского дворца вышел сам император Павел I и пожаловал молодым вольную. На радость зрителям все это разрешили снимать и записывать!

По словам режиссера, «Холопка» в Гатчине – это не возобновленный спектакль, который несколько сезонов назад был в репертуаре музкомедии, и не спектакль в чистом виде, а масштабное театрализованное действо, в которое вовлекаются зрители. Оригинальный вариант либретто 1929 года сильно сокращен, разговорные сцены короткие, но ценители красивой музыки остались довольны. Одна мелодия сменяет другую. В основном, музыка из «Холопки», хотя есть и вставки.

Зрители реагировали эмоционально. Живая музыка, замечательные солисты, богатые декорации. Плюс к этому два гигантских экрана транслируют происходящее и дополняют сюжетную линию яркими видео-картинками. Хор и балет несколько раз меняют костюмы.

Перед спектаклем в социальных сетях читались сомнения – вряд ли истинные ценители оперетты поедут на столь поздний спектакль в Гатчину. Дорогие билеты (по 4000-6000 рублей – у сцены, от 2000 до 600 рублей с 20 ряда) и пение в микрофоны тоже записывалось в минусы. Но свободных мест практически не было. Спектакль шел без перерыва 1 час 45 минут и закончился без пятнадцати десять.

На поклоне в небе над Белым озером засверкали огни праздничного фейерверка.

Возможно, такой спектакль станет началом новой традиции проведения полномасштабного фестиваля, аналогичного оперному фестивалю в Савонлинне (Финляндия) или фестивалю оперетты в Мербише (Австрия).