Художник Геннадий Садомовский: «Увидеть малое в большом»

В арт-пространстве «Ингербург» открылась выставка живописи художника Геннадия Садомовского «Беломорье». На выставке представлены произведения станковой живописи, выполненные в реалистичной манере — пейзажи русского Севера, виды старинных деревень, многие из которых уже прекратили свое существование, натюрморты, образные работы.

Рубрики:  Культура

Геннадий Садомовский родился в 1949 году в Нижегородской области. В 1980 году окончил ЛВХПУ им. В. Мухиной по специальности художник по проектированию интерьера. Член Союза художников России с 2003 года.

Долгие годы Геннадий Петрович проработал в северодвинских художественных мастерских (Культурный центр северодвинских художников). Он — участник российских и международных семинаров специалистов по проектированию. Среди реализованных (полностью или частично) проектов Геннадия Садомовского — центральный выставочный зал МОСХА на Кузнецком мосту (Москва), проект центральной площади в г. Пушкино (Москва), проект благоустройства пешеходных маршрутов на острове Соловки, проект интерьеров административного здания мэрии Северодвинска и многое другое. Как художник, Геннадий Садомовский — участник множества выставок разного уровня как в России, так и за рубежом. Его живописные работы находятся в музеях и частных коллекциях России и других стран.

Геннадий Садомовский — человек в Гатчине новый: поселился здесь с семьей два года назад. Удивительным показался его рассказ о первом знакомстве с нашим городом. Учеба в Ленинграде позволила изучить все исторические уголки Ленинградской области и Прибалтики — кроме Гатчины. Впервые художник увидел наш город лет сорок назад, причем, можно сказать, случайно — из окна такси, на пути из Луги в Ленинград. Проезжали мимо Гатчинского дворца. Как рассказывает Геннадий Петрович, при взгляде на Дворец у него вдруг мелькнула мысль — когда-нибудь я здесь обязательно буду жить.

Шли годы. Профессия художника-проектировщика забрасывала Геннадия Садомовского в разные уголки страны и за границу, но в Гатчине за все эти годы он не был ни разу. И вот, спустя сорок лет, когда встал вопрос о переезде на «большую землю» из Северодвинска, Геннадий Петрович выбрал именно наш город, припомнив то мимолетное удивительное чувство, возникшее сорок лет назад в такси.

Сквозная тема первой гатчинской персональной выставки Геннадия Садомовского — русский Север во всех его обличьях, Беломорье, изученное вдоль и поперек, ставшее родным за годы жизни там. Но это не просто фиксация прекрасных и суровых видов Заполярья. Как говорит художник, ему внутренне близок один из постулатов восточной философии — увидеть в малом большое. Так, в ничтожной, казалось бы, травинке с ползущим по ней муравьем человек тонко чувствующий может увидеть космос. И живопись дает великолепную возможность выразить это глубинное видение предметов в красках.

Каждая работа, представленная на выставке, несет в себе особый смысл. Один из излюбленных северных образов Садомовского — сосна. В суровых условиях Севера это мощное, упрямое дерево принимает удивительные формы, умудряясь расти порой на голых скалах. Корни сосны заполняют каждую трещинку, любую выемку, где есть хотя бы немного земли, а ствол может стелиться по камням, подобно гибкой лиане.

Даже камни в Беломорье «живые», как, например, Скала коварства и любви, покрытая разноцветными мхами и увенчанная одинокой сосной. Как рассказывает Геннадий Петрович, в этой работе есть особая целительная сила, которую чувствуют многие.

Особое место и в основной профессии, и в творчестве Геннадия Садомовского заняли Соловецкие острова, окутанные особой людской памятью — печальной, но, в то же время, несущей в себе неисчерпаемую надежду. В качестве проектировщика Геннадий Петрович несколько лет трудился здесь, занимаясь благоустройством территории, которая после закрытия лагерей зажила, наконец, мирной, человеческой жизнью.

Все, что видит глаз художника, всю красоту — и природы, и дел рук человеческих — все он пытается выразить в доступных ему средствах. А красота окружала Геннадия Садомовского с самого рождения. Детские и юношеские годы он провел в удивительных местах Нижегородчины, где сосредоточились все «культовые» художественные промыслы России — хохломская и городецкая росписи, резьба по дереву и камню, работа с металлом, лозоплетение. Жизнь на Севере добавила новый, не менее удивительный опыт: близкое общение с местными жителями, которые бережно хранят и передают дальше сокровенный опыт и знания своих народных умельцев.

Похоже, здесь, в Гатчине, начинается, новый период творчества художника. Как признался сам Геннадий Садомовский, он уже приметил для себя множество мест, которые просятся на полотно. А это значит, что нас ждут новые встречи с художником, который подарит нам еще не виданную нами Гатчину.

Выставка «Беломорье» Геннадия Садомовского продлится в арт-пространстве «Ингербург» (ТК «Кубус») до 29 сентября 2017 года.