АРЗ1 апреля 2013 года исполняется 70 лет ветерану Вооруженных Сил, бывшему директору гатчинского 218-го авиаремонтного завода, а ныне председателю профсоюзного комитета завода Леониду Михайловичу Балабану.

История любого большого предприятия всегда тесно связана с жизнью всей страны. Этапы развития государства, его успехи и проблемы непременно отражаются на жизни завода, но главным определяющим фактором все же остаются люди – те, кто готов отдать свои силы и знания, фактически всю свою жизнь ради его процветания. Гатчинский 218 АРЗ – один из старейших в стране: в 2011 году он отметил свой 70-летний юбилей. За годы работы предприятия сменилось несколько поколений работников; завод возглавлял ряд руководителей, каждый из которых внес неоценимый вклад в развитие. Более 40 лет своей жизни отдал заводу и высококлассный специалист в области ремонта авиационной техники и просто замечательный человек Леонид Михайлович Балабан.

От лейтенанта до командира завода

Леонид Михайлович родился в 1943 году на Украине, в Одесской области. Окончив среднюю школу, поступил в военное авиационно-техническое училище в Харькове, отслужил в армии. На 218 АРЗ он пришел, или прибыл, как говорят военные, в 1972 году – уже в звании капитана, с дипломом военного инженера — механика, выданным легендарным Рижским высшим военным авиационным училищем. За годы напряженной работы шаг за шагом Леонид Михайлович прошел от должности заместителя начальника цеха до главного инженера завода. Вершиной профессионального мастерства, жизненного опыта и авторитета руководителя стала должность директора 218 АРЗ или командира завода, как тогда было принято говорить.

Жизнь в ритме перестройки и ускорения

Руководство заводом Л.М. Балабаном (1988–1994 годы) пришлось на трудное перестроечное время, закончившееся «черными», постперестроечными 1990-ми – нестабильными, разрушительными для экономики, неимоверно тяжелыми для любого руководителя-хозяйственника. Свой ответ на вопрос, насколько трудно было выживать предприятию в это смутное время, Леонид Михайлович начинает с шутки:

– В 1985 году, когда первым и последним президентом СССР стал М.С. Горбачев, мы вступили в режим перестройки и ускорения. Мы пребываем в нем и до сего времени…

– До августа 1991 года, до так называемого путча, на заводе шла более-менее нормальная работа, – продолжает он уже серьезно. – Первые сложности начались, когда стала разваливаться финансово-кредитная система. Из-за отсутствия наличных денег в банках возникли проблемы с выплатами заработной платы. Но основные неприятности для завода, как и для всей страны, начались после 1991 года – когда распался Советский Союз. Признаюсь, в тот момент мы даже не знали, кому подчиняемся.

Советские Вооруженные Силы были единой структурой. С появлением СНГ началась неразбериха – в каждом из новообразованных государств стала формироваться своя армия. Тогда досталось всем, но то, что завод все-таки сумел выстоять в это тяжелое время, то, что он сейчас успешно возрождает прежние традиции, в том числе и в сфере экономического развития, – очень важный момент в его жизни…

Юлия ЛЫСАНЮК

Продолжение читайте в «Гатчинской правде»