iС тех пор, как жильцов обязали выбрать управляющую компанию или создать ТСЖ, жалоб на различные коммунальные проблемы меньше не стало.

В редакцию пришло письмо от жителей деревни Тойворово: «ЖКХ, обслуживающее наш дом, выполняет свои обязанности из рук вон плохо, … жалобы постоянно игнорируются», — пишут жильцы дома №8. Их требования, подписанные двумя десятками собственников, были высказаны в заявлении на имя начальника МУП ЖКХ «Сиверский». Вопрос, что делать жителям района, если коммунальщики не выполняют свои обязанности, и куда жаловаться – задают нам часто. Что делать, если управляющая компания не обращает внимания на проблемы жильцов? Давайте разберемся.

Права жильцов защищает закон

Один из пунктов Жилищного кодекса РФ определяет порядок осуществления контроля за выполнением управляющей компанией (УК) своих обязательств. В договоре управления должны быть прописаны состав имущества, перечень услуг и работ, порядок определения цены договора, а также обязательства УК. Следует внимательно перечитать договор, прежде чем делать вывод, что УК что-то не сделала. В случае, если ответственность компании не указана в договоре, собственники могут сослаться на постановление Правительства РФ № 491.

В нем прописаны правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Кроме того, права жильцов охраняет Закон о защите прав потребителей, ведь обслуживающая компания оказывает вам услуги.

Как призвать к ответственности?

Итак, если компания не выполняет условия договора, жильцам сначала нужно написать претензию в саму УК. В претензии указывается срок ее рассмотрения, а также срок устранения возникшей проблемы. Если на вашу претензию компания не отреагировала, последовательность подачи жалобы в вышестоящие инстанции рекомендуется такая: в жилищную инспекцию, затем в Роспотребнадзор, в отдел по защите прав потребителей. В случае выявления специалистами факта ненадлежащего исполнения договорных обязательств, УК может быть выписан штраф.

Если и эти меры не помогают мирно договориться с УК, то собственники могут подать на нее в суд. В зависимости от того, пострадала одна квартира или весь дом, подать заявление в суд может как один собственник, так и полномочный представитель от всех пострадавших собственников. И если суд встанет на сторону жильцов, то управляющая компания должна будет устранить недостатки в принудительном порядке. При обращении в суд нужно обязательно собрать доказательства, приложить всю вашу переписку с УК. Тогда суду будет видно, что жильцы неоднократно обращались за помощью, но решить проблему никто не пытался.

Смена «партнера»

Если вы устали стучать в закрытую дверь, все ваши старания не приносят результатов и УК по-прежнему не выполняет своих обязательств, вы можете расторгнуть договор. Условия и порядок расторжения должны быть прописаны в самом договоре. А если нет, то специалисты рекомендуют опираться на статью 450 Гражданского кодекса. Таким образом «развод» может быть добровольным или через суд.

Куда идти?

Государственная жилищная инспекция по Ленинградской области. Прием — г. Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. №3, кабинеты 3-164, 3-165. Телефон для справок: (812) 579-02-35. Для направления письменных обращений: почтовый адрес — 191311, г.Санкт-Петербург, Суворовский проспект, д. №67; факс — (812) 271-24-28; электронный адрес — lengil@lenreg.ru.

Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области. Адрес: Санкт-Петербург, ул. Ольминского, д. №27. Тел.: +7 (812) 365-18-00. Эл. почта: lenobl@47.rospotrebnadzor.ru.

Территориальные отделы управление Федеральной Службы по Надзору в Сфере Защиты Прав Потребителей и Благополучия Человека по Ленинградской области Гатчинский район. 188300, Гатчина, ул. Карла Маркса, 44/а. Тел. 2-17-44.

Татьяна МОЖАЕВА