белые ночи

«Ночь музыки», прошедшая в Гатчине 5-6 июля, в пятый раз собрала множество поклонников классики и современной музыки на берегах Белого озера. На этот раз для гостей фестиваля звучали знаменитые произведения Чайковского, Рахманинова, Римского-Корсакова и Генделя. Кульминацией праздника стала сюита «Симфонический Led Zeppelin» Джеза Коулмена.

В фестивале, проходившем под открытым небом, приняли участие два симфонических оркестра: Санкт-Петербургский государственный симфонический оркестр и Национальный симфонический оркестр Белоруссии под управлением трех дирижеров. Музыканты расположились на плавучей сцене неподалеку от террасы-пристани, в самом центре Белого озера. Лучше всего сцена была видна из партера на противоположном берегу, между Водным лабиринтом и Павильоном Венеры. Все остальное пространство парка было полностью открыто для зрителей, для удобства которых были установлены широкоформатные экраны с трансляцией концерта. Обстановка, как всегда, была неформальной. Зрители, наученные опытом прошлых лет, запаслись пледами и раскладными стульчиками, а некоторые расположились просто на траве.

Репертуар концерта «Ночь музыки» был в основном классическим. В первой части фестиваля публика наслаждалась полонезом из оперы «Евгений Онегин» Чайковского и Концертом № 3 для фортепиано с оркестром Рахманинова в исполнении Санкт-Петербургского государственного симфонического оркестра. Управлял оркестром словацкий дирижер Петер Феранец. Солисткой выступила молодая пианистка из Бразилии Элиан Родригес.

ночь музыкиХрупкая, изящная Элиан начала свою игру гораздо раньше вступительных фанфар фестиваля. Упражняясь на инструменте, она явно испытывала огромное удовольствие от происходящего, мечтательно вглядываясь в предзакатный пейзаж и совершенно не отвлекаясь на суету вокруг. Элиан Родригес стала настоящей гордостью «Ночи музыки». Впервые выступившая в возрасте шести лет с симфоническим оркестром Рио-де-Жанейро, она сделала стремительную карьеру у себя на родине, выйдя затем на уровень престижных мировых конкурсов. Мировое признание ей принесла работа с выдающимися оркестрами и дирижерами в самых известных концертных залах Америки, Европы, Азии. В репертуаре Родригес – более 50 фортепианных концертов, все музыкальные направления и стили от Баха и Моцарта до Прокофьева и Вила-Лобоса, камерная музыка.

Порадовав зрителей своим появлением в партере после выступления, Элиан зябко куталась в белый пуховый платок, подаренный ей российскими поклонниками. В беседе с журналистами она призналась, что в Гатчине ей очень нравится, особенно приятно было репетировать перед концертом. Единственная сложность, по ее словам, – высокая влажность, которая некоторым образом повлияла на инструмент. Звуки рояля в таких условиях становятся тяжелее, и требуется некоторое время, чтобы примениться к этим особенностям.

Во второй части музыкального действа прозвучала симфоническая сюита «Шахерезада» Римского-Корсакова в исполнении Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра под управлением Петера Феранеца. Соло на скрипке исполнял Семен Климашевский. В третьем отделении петербуржцев сменили музыканты из Национального симфонического оркестра Белоруссии под управлением Александра Анисимова. В их исполнении прозвучала «Музыка королевского фейерверка» Генделя, «Привет любви» Элгара, «Итальянское каприччио» Чайковского и знаменитое «Болеро» Равеля.

1Кульминацией музыкального праздника стала сюита «Симфонический Led Zeppelin» композитора из Британии, фронт-мена рок-группы «Killing Joke» Джеза Коулмена. Ее исполнял все тот же белорусский оркестр, которым дирижировал Юрий Серов. Соло на скрипке – Игорь Заливалов.

Большим сюрпризом для публики стало появление на фестивале самого Джеза Коулмена. Впрочем, по его собственному признанию, такая мобильность – органическое свойство его натуры. «Больше всего на свете я люблю путешествия, – признал- ся он. – Мне нравится каждое утро просыпаться в новом городе». Коулмен оказался большим поклонником России. По его мнению, наша страна входит в новую фазу своего развития, и это заметно отражается на музыке. Как композитор, Джез Коулмен интересен тем, что работает на стыке разных жанров. На его родине, в Британии, Коулмена называют «новым Малером», но, в то же время, он прекрасно чувствует себя в рок-музыке.

У Коулмена огромный опыт работы в жанре crossover, когда музыкальная классика совмещается с современностью. В его репертуаре – симфонические программы с «Pink Floyd» и «Rolling Stones». Симфоническая сюита по культовым произведениям «Led Zeppelin», которую Коулмен привез на фестиваль, состоит из четырех частей: «Кашмир», «Когда разрушается плотина», «По дороге в Калифорнию» и знаменитая «Лестница в небо», ставшая символом «Ночи музыки». «Led Zeppelin», прозвучавший уже на рассвете, в самом конце прораммы, просто взорвал «зал». Каждую композицию встречали громкими аплодисментами и криками «Браво!».

По мнению программного директора «Ночи музыки в Гатчине», дирижера и пианиста Юрия Серова, этот фестиваль можно назвать большим прорывом в российском культурном пространстве.

Юрий Серов рассказал о том, как чувствуют себя музыканты в непривычной для них обстановке. «Для нас это – огромное удовольствие, своеобразный выход из повседневной рутины, – признался он. – Учитывая историчность и естественную красоту этого места, в этом фестивале много романтики. Простор, открывающийся со сцены, необычайно велик. С другой стороны, это накладывает своеобразный отпечаток на акустику, которая фактически сходит на нет. Мы не чувствуем контакта с публикой. Такое ощущение, что она очень далеко, и мы играем только для себя. Это недостаток всех фестивалей опен-эйр».

Серов отметил, что играть у воды – особое удовольствие для музыканта. Вода совершенно иначе передает музыку, придавая ей серебристое звучание. Особенно это заметно в случае с такими живыми, динамичными произведениями, как «Шахерезада» Римского-Корсакова и «Болеро» Равеля.

По словам организаторов фестиваля, по сравнению с прошлым годом на «Ночи музыки» побывало чуть больше 10 тысяч зрителей – раза в три меньше, чем в прошлом году. Обстановка на территории парка была очень спокойной и мирной. Возможно, свою роль сыграли прохладная погода и строгий «сухой закон». Кстати говоря, многих зрителей смутил тщательный досмотр при входе в парк на предмет наличия спиртного и опасных предметов – мера, видимо, необходимая для многотысячного мероприятия.

Так или иначе, «Ночь музыки в Гатчине – 2014» удалась. Фестиваль, по традиции завершившийся красочным фейерверком, отпустил публику не сразу. Причем не только в плане вдохновения, но и в физическом смысле – у выходов из парка образовалась толчея. Впрочем, смутило это немногих – уж очень впечатлила гостей общая атмосфера праздника.

Юлия ЛЫСАНЮК

Фото Владислава ТОЛЧИНА