ХОРМолодёжной капелле «Гармония» исполнилось 30 лет. Музыкальный коллектив и его руководитель – Заслуженный работник культуры России Ирина Роганова принимали поздравления на сцене Гатчинской музыкальной школы им.Ипполитова-Иванова. Накануне юбилейных торжеств мы попросили Ирину Вячеславовну рассказать о творческом пути «Гармонии» и развитии хоровой культуры в нашей стране.

- Ирина Вячеславовна, как появилась сама идея создания молодежной капеллы?

— Тридцать лет назад, конечно, я об этом не думала. Все получилось из интересного времяпрепровождения и счастливого стечения обстоятельств. Работала с дошкольниками. У нас был класс композиции, мы ставили новогодние спектакли, концерты для родителей. Так сформировалась устойчивая детская группа, которая уже потом целенаправленно занялась театральной деятельностью. Нам всем было очень интересно. Думаю, что мне повезло, ребята были талантливые, с хорошими голосами. А когда мы превратились в театр и уже стали петь композиции профессиональных детских авторов, нам очень помог отдел культуры г.Гатчины. Низкий поклон А.М.Качаловой — это она тогда управляла культурой. Антонина Максимовна смогла решить организационные вопросы, обеспечила нас помещением и в дальнейшем всегда помогала. Мы репетировали в ДК, в музыкальной школе, а в 90-х годах для детей распахнул двери бывший Горком партии (теперь Центр Творчества Юных). Там мы уже получили постоянную прописку.

- Почему же театр стал хором?

— Много разных причин. Ребята росли. Зайчиком прыгать по сцене было уже не уместно. Сначала в театре зазвучала фольклорная музыка, а потом хоровое начало возобладало. В середине 90-х открылся хоровой отдел на базе музыкальной школы. Так мы стали хором. Сложилась преемственность: ребята оканчивают школу и переходят в молодежный коллектив. А дошкольную группу я никогда не оставляла, так и работаю. Уже больше 30 лет.

- Чтобы петь в капелле, нужно пройти все ступени Вашего коллектива?

— Хорошая музыкальная подготовка нужна обязательно: либо у нас ее пройти, или хотя бы музыкальную школу окончить. Ноты выучить не трудно, главная трудность в другом — в умении правильно владеть голосом. Это только кажется, что рот открыл и запел. Так просто ничего не получится. Певцу, хористу, как и спортсмену, нужна постоянная тренировка. Правда, у нас есть несколько человек, которые в музыкальной школе не учились, но они пришли в хор в «розовом возрасте», в 10-12 лет, поэтому совершенствовались здесь.

И еще многое зависит от репертуара. Есть коллективы, репертуар которых, трудность репертуара годится для широкого круга любителей пения. Приходи, и практически сразу споешь. У нас пение по нотам, которое требует разучивания, на разных языках. Такова хоровая культура европейской традиции, которая признана во всём мире, а не только в отдельно взятом государстве, где поют только на родном языке. А произведения, которые мы на конкурсах поем, месяцами учим, чтобы все выровнялось, чтобы был строй, чистая интонация и т.д.

- Как менялся Ваш репертуар?

— Коллектив меняется, а вместе с ним и репертуар. Становление хора происходит от простого к сложному. Было время, когда нас привлекала только классическая музыка, русская духовная музыка, когда в 90-е годы стало возможно её исполнять. Она находила глубокий эмоциональный отклик в душе. Был период, когда мы джазом увлекались.

Стараемся осваивать полученные за рубежом знания. С точки зрения развития современного хорового искусства, наша страна в хвосте процесса. Как и по многим другим культурным показателям — догоняем и догоняем. Нам нужно учиться многому, потому что за годы советской власти, когда в основном поддерживалась массовая хоровая песня и за 90-ые годы развала страны, мы очень сильно отстали.

Сейчас мы много поем современной музыки. В нашем репертуаре появились произведения даже филиппинских композиторов. В Сингапуре, который не только в экономике впереди планеты всей, 25 лет назад вышел указ: сделать все хоры – превосходными. И они всех поголовно определили в хоры. Хоры теперь у них везде – в церковных общинах, в школах, в университетах. Обучили композиторов и дирижёров в лучших европейских консерваториях. Свои национальные элементы они соединяют с современной европейской композиторской школой. Эта оригинальная музыка с интересом слушается. Она занимательна, необычна.

Читала материалы хорового симпозиума стран Азии: «…Нужно, чтобы каждый житель деревни мог насладиться духовным богатством». Это государственная политика и денег много вложено. Теперь на всех конкурсах первые места занимают Китай, Сингапур, Филиппины. Перед конкурсом несколько недель подряд они занимаются по 8 часов.

- Ирина Вячеславовна, Ваше мнение, как меняется хоровая культура? Как Вы оцениваете новые телепроекты?

— Вы не можете видеть по телевизору, как меняется культура хорового пения. Этот жанр, несмотря на то, что он массовый, у нас в стране никак не популяризуется. Хоровые концерты есть только на канале «Культура». Такие коммерческие проекты, как «Битва хоров», хормейстеров доводят до судорог. Какая битва! Смысл должен быть в другом. Я смотрела две программы – вот стоит на сцене эстрадный певец (мне не вспомнить, как его зовут), сам петь не умеет и ничего в хоровом пении не понимает, а за его спиной хоровой коллектив смотрит на него преданными глазами…

Татьяна Можаева

Продолжение читайте в «Гатчинской правде»