музыкальная параПрошли годы, когда бардовская песня была властительницей дум наших сограждан. Но она никуда не пропала. Повсеместно сохранились и продолжают работать Клубы авторской песни, проводятся крупные фестивали, на концерты по-прежнему приходят любители этого жанра. При этом нельзя не заметить, что бардовская песня заметно изменилась. О том, какой она стала, мы узнали на концерте ее верного рыцаря Геннадия Демина в гатчинском клубе «Шхуна».

Гатчинец Геннадий Павлович Демин, многие годы посвятивший любительской эстраде (где он играл и руководил ансамблями) «ушел» в бардовскую песню в 1979 году, найдя прибежище в знаменитом Ленинградском клубе «Восток». «Чем меня прельстила бардовская песня? — размышляет он теперь. — В ней слова о любви звучат ненавязчиво. Это и так понятно из контекста. На мой взгляд, бардовской может быть и народная песня. Тут важно ее прочтение – максимум искренности.

Первая прозвучавшая в этот вечер песня в дуэте Геннадия Демина и его дочери Марии называлась «Снегурочка». Простая, всем известная сказка о том, почему растаяла Снегурочка, спетая красивым двухголосьем, прозвучала не только напевно и трогательно, но и как предупреждение молодым девушкам быть в своих поступках осмотрительными.

Стихи собственного сочинения Мария читала после каждой песни. И получалось, что в готовую музыкальную композицию вливался определенной тональности девичий голос, повествующий о своих душевных переживаниях. Наложение художественных приемов, к удивлению, не мешало слушать ни песню, ни стихи.

А начинался этот семейный дуэт с простого унисонного пения, когда Мария была еще школьницей. Были моменты, когда судьба дуэта «висела на волоске». Но, благодаря клубу «Восток», где они часто выступали, считает Геннадий Демин, дуэт сохранился. Марии пришлось по душе, что ее стихи удалось удачно соединить с бардовской песней. Совместные поездки с отцом на фестивали, успехи дуэта у фестивального костра, поддержка коллег по клубу — и у молодой поэтессы проснулся интерес к жанру.

Хотя на концерте звучали бардовские песни разных авторов, исполнителям удалось сохранить единство стиля за счет собственных аранжировок музыкальных текстов. Каждая мелодия (за исключением военной песни на музыку В. Берковского «Ну, что с того, что я там был») исполнялась в авторской интерпретации Геннадия Демина.

О том, что бардовская песня за долгие годы существования не растеряла своей художественной привлекательности, свидетельствовали и мелодии песен, и их стихотворная основа. Песня «Матушка пела» снискала дуэту не только горячие аплодисменты зала, но и звание лауреатов в фестивале на Соловецких островах. В собственной интерпретации была исполнена дуэтом и знаменитая «Молитва» Б. Окуджавы, которой выступавшие обычно заканчивают свой концерт. Премьера песни состоялась в 2012 году на фестивале «Соцветие» и принесла исполнителям звание лауреатов.

«Выбор песни для концерта, — говорит Геннадий Демин, — очень важен. Песня должна быть «с изюминкой» или своим текстом, или красивой мелодией. Все песни, которые принесли нам лауреатские места на фестивалях – были действительно яркими». Искренность, глубина чувств и профессионализм исполнения – вот качества, с которыми была представлена в концерте бардовская песня.

Зинаида СКОРНЯКОВА