моденоваВ рамках кинофестиваля «Литература и кино» – детям» состоялся круглый стол «Детское кино в России: есть ли оно, и каким оно должно быть?».

Каков рецепт успешного детского фильма и есть ли в этом рецепте место литературе? Как писатели подстраиваются под кинематографистов, и все ли в детском кино решают деньги? Эти и другие вопросы обсудили журналисты в ходе дискуссии, поводом для которой послужил сам факт «рождения» детского кинофестиваля «Литература и кино».

Перед круглым столом вопрос о детском кино в России мы задали молодым зрителям. Ответы получили отрицательные: «детского кино в нашей стране нет», «есть, но только на таких фестивалях», «есть молодежные сериалы, но я их не смотрю – грубо, грустно, грязно…». И большинство участников дискуссии с этим согласились: «детскими устами глаголет истина».

Сейчас немало пишут о наметившихся тенденциях увеличения финансирования отечественного детского кино, энтузиазме творческих коллективов и зрительских ожиданиях… Согласно официальным опросам, более половины детей смотрят фильмы несколько раз в неделю и чаще. И, как правило, зарубежные. На вопрос же, какие фильмы стоит смотреть чаще, отвечают – отечественные. При этом взрослые ждут, что российские фильмы для детей будут, в первую очередь, познавательными, оказывать воспитательное воздействие, а также будут развлекательными и зрелищными.

Лев Яковлев возразил: «Государственную поддержку детского кино не стоит и обсуждать, пока процедура распределения не будет прозрачной». Кто этим будет заниматься – еще один вопрос. Лев Яковлев считает, «чтобы не воровали, это должен быть человек авторитетный, такой, как Марлен Хуциев». Сейчас финансовые потоки растворяются: кто, как, по каким критериям и кому выделяет бюджетные средства – покрыто мраком. Ситуацию в кино, как, впрочем, и в целом в культуре, искусстве, науке Лев Яковлев охарактеризовал словами: «везде «корпоратив».

николайВ качестве примера того, что не все в детском кино решают деньги, был представлен директор белорусской кинокомпании «Иллюзион» Николай Лавренюк, снявший фильм «Тимур и его команда» за символическую сумму. Кстати, белорусскую картину на кинофестивале посмотрело самое большое число юных зрителей. Съемки проходили в Гродненской области. Дети, игравшие в картине, – ученики детской киношколы «Синема» (г.Минск), а создатели – ее выпускники. Юные артисты жили на окраине хутора в палатках, погрузившись в деревенский быт. В массовке играли дети из украинского Луганска, а взрослые активно помогали в организационных вопросах.

«Идея детского кинофестиваля хороша. Именно благодаря кинофестивалю мы можем говорить о привлечении внимания к проблемам детского кино», – подчеркнул Николай Лавренюк и признался, что в последние годы в Беларуси вообще прекращено финансирование детского кино. Создатели картины «Тимур и его команда» сняли ее «за свой счет».

Вообще проблем было перечислено гораздо больше, чем возможных вариантов улучшения ситуации. Проблемы творческие, технические и финансовые зачастую не разделимы. И если во время встречи с журналистами режиссер Владимир Торопчин (м/ф «Иван Царевич и Серый Волк») сетовал на отсутствие профессиональных сценаристов, из-за чего за написание сценария берется продюсер, то на круглом столе писатель Лев Яковлев заметил, что это не совсем так. Продюсеру нужен кассовый фильм, а это не синоним фильма качественного. Писатели-драматурги, сценаристы с именем не желают подстраиваться под кинематографистов, поэтому сценарии для детских фильмов пишут сами или поручают более сговорчивым авторам.

Журналисты отметили, что в отличие от театральной среды, не потерявшей своих зрителей, 20-летний провал в отечественном кино стал первопричиной того, что выросло уже поколение, нет, не детей, а уже молодых родителей, воспитанных на зарубежных фильмах. Это иная культура, и чтобы вновь привлечь внимание массового зрителя к отечественным детским фильмам – нужно приложить определенные усилия.

левОтдельный разговор – качество самих фильмов для детей. Зачастую они не отвечают ожиданиям детей и родителей. Писатель Лев Яковлев признался, что посмотрел на фестивале два новых игровых фильма и остался недоволен.

саераСаера Сафари подтвердила, что, к сожалению, полученные профессиональные навыки и умения зачастую не востребованы на киноплощадке. Снимают быстро, сценарий, мягко говоря, примитивен, поэтому в целом за полученный результат бывает стыдно. Да и техническое оснащение киностудий не позволяет снимать фильмы, которые могут быть интересны детям. После «Гарри Поттера» героями из папье-маше их не удивить.

«Не все так плохо, – уверена директор кинофестиваля А.Г. Моденова. – Детское кино есть (об том свидетельствует программа кинофестиваля, включавшая показ детских фильмов 2014 года), но оно не доходит до массового зрителя».

После часовой дискуссии на извечную русскую тему «кто виноват, и что делать» участники круглого стола сошлись во мнении, что кинотеатрам нужны дотации на показ качественных отечественных детских фильмов, чтобы юные зрители могли посещать кинотеатр бесплатно или за символическую плату. Обязательно подключить к этому образовательные учреждения, чтобы детские культпоходы были массовыми. Чтобы детское кино было качественным, нужно начинать с азов – со школы, и, опираясь на лучший опыт советского кино, используя современные технические возможности, делать кино новое.

От общих пожеланий перешли к конкретным. Это касалось уже следующего кинофестиваля «Литература и кино» – детям». Участники круглого стола отметили предпосылки того, что он может стать традиционным. Во-первых, есть «команда» гатчинского кинотеатра «Победа». Во-вторых, есть заинтересованный круг творческой интеллигенции в Москве, Петербурге, Ленинградской области и Гатчине, а также есть детские киностудии, которые жаждут обмена опытом и встречи со зрительской аудиторией, есть педагоги, родители и талантливые дети, которым все это нужно. И есть зритель, который готов во всем этом участвовать, сопереживать и разделять радость творчества. Теперь важно, чтобы кинофестиваль получил одобрение властей и финансовую поддержку.

Подводя итоги, участники круглого стола внесли предложения в программу следующего детского кинофорума, которые были переданы в дирекцию кинофестиваля.

Татьяна МОЖАЕВА