крусановОдним из гостей Гатчинского фестиваля «Литература и кино» стал современный русский писатель-метафизик Павел Крусанов. 7 апреля он встретился со своими поклонниками в Центральной районной библиотеке им. А.С. Пушкина.

По словам Крусанова, его любимым автором стал Фолкнер, что во многом определило его творческую манеру. Затем последовали серьезные эксперименты в области постмодернистских конструкций так называемого альтернативного реализма и освоения формы «имперского романа».

Общение с гатчинской аудиторией писатель начал с короткого рассказа о своей творческой биографии. Биолог по образованию, Крусанов шел к вершинам писательского мастерства путем непростым и извилистым. Работал осветителем в кукольном театре, садовником, техником звукозаписи, инженером по рекламе, печатником офсетной печати. По его словам, серьезные отношения со словом начались у него с увлечения рок-музыкой. Опыт игры в нескольких музыкальных командах принес чувство неудовлетворенности – хотелось нести ответственность за все самому, не разделяя ее с другими. Его выбором стала литература – творчество, в котором в полной мере отвечаешь за каждое свое слово.

Автор 14 книг, многочисленных публикаций в журналах, редактор нескольких серьезных издательств, современный Крусанов известен любителям изящной словесности как создатель нашумевшего «Укуса ангела», «Бом-бом», «Американской дырки». На сегодняшний день он – лауреат премии журнала «Октябрь», финалист литературных премий «Северная Пальмира», «АБС-премия», «Национальный бестселлер».

Отвечая на вопросы о современной литературе, писатель отметил сложность выбора в ситуации гигантского информационного потока, обрушившегося на нас в последние годы. По мнению Крусанова, ориентиром для серьезных читателей могут стать ежегодные литературные премии, по итогам работы которых определяются самые лучшие книги. Держать руку на пульсе литературного времени помогут информационные технологии, интернет.

По мнению писателя, мы являемся свидетелями «золотой осени» бумажной книги, и доказательств тому много – неуклонное падение тиражей, появление новых носителей, легкий поиск и приобретение электронных книг. Само по себе это ни плохо, ни хорошо – скорее, естественно, как естественен был уход в прошлое папирусных свитков и глиняных табличек. Серьезная проблема заключается в том, что переход на формат электронных книг пока никак не прописан в российском законодательстве, что создает условия для «пиратства».

Отвечая на вопрос об экранизациях литературных произведений с целью их популяризации, писатель заметил, что хорошую литературу надо читать, а не смотреть: «Смотреть всегда проще, чем читать – чрезмерное увлечение экранизациями только оттолкнет от книги… Кино – это синтетическое искусство, в отличие от живой, органической литературы. В результате экранизации литература становится его частью, утрачивая свое значение».

Писатель категорически отрицательно относится к сокращению в школах уроков русского языка и литературы: «Нашу страну держит русский литературный язык, охватывая и объединяя ее огромное пространство, как обруч бочку. Упускать это нельзя – мы ассоциируем с русским языком свое культурное пространство. Это материал для его формирования. Пренебрежение к языку – начало поглощения, национальной катастрофы».

В настоящее время писатель, вместе с группой, как он выразился, «дерзких товарищей», работает над возрождением знаменитого «Лениздата». За довольно короткий срок давно уже ставшее убыточным издательство вернулось к жизни, приступив к выпуску классической серии — от трактатов Фрейда и Ницше до прозы Г. Газданова и С. Рушди. Павел Крусанов курирует в нем сегмент современной отечественной прозы и готовится к изданию новой книги.

Юлия ЛЫСАНЮК