ПОЧЕМУ Я ДО СИХ ПОР БЕЗ СВЕТА?

На базе филиала ОАО «ЛОЭСК» «Гатчинские городские электрические сети» прошел «круглый стол» «Техприсоединение: мифы и реальность». Будучи лицом заинтересованным (мой договор на подключение подписан в марте), я поспешила на встречу.

Разговор о проблемах подключения к электрическим сетям начался с приятной процедуры — награждения юбилейного потребителя. В апреле текущего года горэлектросеть осуществила 500-е подключение жилого дома. Счастливый домовладелец, прижимая к груди подарок, признался, что был приятно удивлен сервисом и поблагодарил специалистов за отличную работу.

Открывая встречу, директор филиала ОАО «ЛОЭСК» «Гатчинские электрические сети» Ю.Н.Макаревич кратко напомнил 130-летний путь горэлектросети, отдельно отметил «анархию» в подключении потребителей в годы перестройки, последствия которой сказываются до сих пор. «На сегодняшний день процедура присоединения приобрела цивилизованные формы. В прошлом году процент реализованных заявок по техприсоединению составлял 38%, в этом году – уже более 50%. И с каждым годом эта цифра будет возрастать», — пообещал Юрий Николаевич.

К разговору о проблемах дня сегодняшнего были приглашены руководители и специалисты ОАО «ЛОЭСК», администраций г. Гатчины и района, а также представители энергосбыта и энергоконтроля. Участники «круглого стола» утверждали, что сделать процедуру подключения к электросетям прозрачной, максимально быстрой и малозатратной, заинтересованы все стороны, участвующие в процессе. Однако на практике мероприятия по упрощению процедуры техприсоединения реализуются не такими быстрыми темпами, как всем хотелось бы, порождая в обществе множество «мифов» об этом процессе.

В ходе круглого стола технические специалисты ОАО «ЛОЭСК» на примере самого крупного филиала областной электросетевой компании подробно рассказали обо всех этапах техприсоединения, о том, какие подводные камни встречаются на каждом из этих этапов. Процедура для заявителей, примерно, такая. Подал заявку, заключил договор, оплатил квитанцию на 550 рублей, выполнил мероприятия, какие нужно по договору. Все, вроде бы, просто. Далее сетевая организация выполняет фактическое присоединение, оформляются и выдаются акты на технологическое подключение, разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности. Понятно, что за каждой бумажкой стоит десяток согласований. Это, как и другие субъективные и объективные причины, замедляет процесс, но таково требование законодательства. Получается, что сказать точно, как быстро вы получите свет, никто не возьмется – в каждом случае своя ситуация.

Итак, первый этап – подача заявки: пришел в отдел, очереди нет, сдал документы на подключение и заполнил бланк заявки. Тут могут возникнуть первые сложности: то план участка такой, что не читается, то сам заявитель не может определиться, какая реально ему нужна мощность. Специалисты советуют не терять время и к визиту подготовиться заранее – узнать, какие конкретно документы нужно принести, определиться с мощностями. После того, как заявка подана, с ней работает инженерная служба: оформляются технические условия, идет согласование с вышестоящим руководством, и только после этого составляется договор и приглашается заявитель. Что происходит, когда договор подписан? Почему опять нужно ждать? «Следует обратить внимание, что в договоре прописаны мероприятия по обеспечению возможности подключения, которые должны провести обе стороны. Заявитель обязан выполнить свою часть техусловий, сетевая организация – свою, — говорит инженер производственно-технического отдела Д.С.Петров. – К сожалению, граждане не слушают объяснений, не читают договор или делают это невнимательно. Только заплатить 550 рублей и все – это миф. Расторжение договоров, из-за неготовности заявителем выполнить свою часть техусловий, ведет к потере рабочего времени, которое могло быть использовано по делу. Кроме того, процедура подключения затягивается, если заявитель обращается к неквалифицированным специалистам, а потом их работу приходится переделывать».

Со своей стороны, как правило, чтобы было технически возможно подключить заявителей, компании необходимо изыскать средства и выполнить сложные, дорогостоящие работы: новое строительство или реконструкцию трансформаторных подстанций и сетей. Сетевая организация оформляет техническое задание и проводит конкурсные процедуры для определения подрядных организаций, которые выполнят проект и строительно-монтажные работы. Как известно, проведение конкурса само по себе длительно по времени, да и выигрывают его не всегда добросовестные организации. Если не повезет, после заключения договора выигравшие конкурс организации могут исчезнуть или выполнить работы так, что объекты не ввести в эксплуатацию. В первом случае все начинается сначала, во втором – идет устранение замечаний и повторные комиссии. В отдельных случаях само оформление разрешительной документации для выполнения проектных и строительно-монтажных работ может занять больше года. Документы на три опоры собираются, как и на строительство многоквартирного дома. Энергетики в очередной раз призвали с пониманием относиться к временному отключению электроэнергии на время проведения строительно-монтажных работ. Ведь обновление сетей повысит надежность энергоснабжения, а это всем во благо: и новоселам, и старожилам.

Вернемся к разговору о мощностях. «Живут летом в дачных домиках шесть семей, а затребовано мощностей столько, что необходимо строить подстанцию. 15 кВт для бытовых нужд – это очень много, но люди привыкли брать про запас – таков наш менталитет», — вздыхают энергетики. Для примера, семье, проживающей в квартире без электроплиты, достаточно 3,5 кВт, чтобы ни в чем себе не отказывать: смотреть телевизор, стирать, гладить или даже подключить небольшой сварочный аппарат. Больше потребляют хозяева особняков с электрическим обогревом помещений, теплым полом, бассейном и прочими удобствами. Сосчитать нагрузку, действительно необходимую вам (ведь за потребленную электроэнергию вам нужно будет платить), можно путем арифметического подсчета мощности ваших электробытовых приборов.

Зашел разговор и о воровстве электроэнергии. Один из самых проблемных поселков – Вырица дает 50% потерь. В Вырице живут и приезжают на отдых люди небедные. За высокими заборами теплые бассейны и подогреваемые полы, а платить за электроэнергию хозяева не хотят. По результатам рейдов собрана целая коллекция жучков, которые ставят в счетчики! Много было сказано о том, какие конкретные меры компания принимает по повышению эффективности работы с заявителями. «Основное количество жалоб в центральный офис и контролирующие органы идет на просроченные заявки на подключение. Для предотвращения скопления критической массы заявок во всех филиалах, включая Гатчинский, были открыты отделы технического присоединения – структурные подразделения Центра присоединения к электрическим сетям ОАО «ЛОЭСК». Приглашены квалифицированные технические и административные кадры. И, как показал круглый стол, они прекрасно владеют темой и готовы отвечать на любые поставленные вопросы. Сейчас по Гатчине задержек практически нет», — отметил первый заместитель генерального директора – технический директор ОАО «ЛОЭСК» Л.В. Тарараксин. От имени городской администрации хорошую оценку работе горэлектросети дал заместитель главы администрации г.Гатчины А.А. Супренок.

Конечно же, был поднят злободневный вопрос о возможности подключения в «чистом поле». Как отметил заместитель технического директора ОАО «ЛОЭСК» по работе с потребителями Д.С.Куклин, это вопрос к администрации муниципального образования. «С каждым годом все больше заявителей требует провести свет на участок, огороженный колышками, где нет не только дорог, но даже и плана, где пройдут улицы и будут стоять дома,- констатирует технический директор ОАО «ЛОЭСК» Л.В. Тарараксин. – В таких случаях без взаимодействия администрации и сетевых компаний выполнять работы по энергоснабжению потребителей очень дорого и не всегда реально». Количество заявок на подключение продолжает расти как снежный ком. Чтобы согласовать планы и возможности сетевой компании и местной власти, компания «ЛОЭСК» выступила с инициативой проведения совместного совещания с главами администраций муниципальных образований.

«Предлагаю повесить в холле таблицу расчета нагрузки и прочий ликбез», — прозвучала реплика из зала. Специалисты горэлектросети согласились и сообщили также, что завершается разработка программы Интернет-сайта, где в интерактивном режиме будет указано, где и в связи с чем проводятся плановые отключения. В 2013 году «Гатчинские городские электрические сети» планируют присоединить к электросетям более 500 потребителей. Большую часть из них составляют заявители до 15 кВт, так называемые «льготники». В этом году среди планируемых к подключению социально значимых объектов – дом для военнослужащих и детский сад на Аэродроме.

Татьяна МОЖАЕВА