ПОГРУЖЕНИЕ В ИСТОРИЧЕСКИЕ КОЛЛАПСЫ

В Чесменской галерее Гатчинского дворца, в рамках фестиваля «Современное искусство в традиционном музее», представлен видеопроект американской художницы Мариам Гхани под названием «Краткая история коллапсов».

Автор видеоинсталляции – американка афганского происхождения. Как художник, основывает свое творчество на исследованиях, используя такие средства, как тексты, видео, инсталляция, перформанс, фотография. Мариам Гхани – участница таких серьезных международных проектов, как Роттердамский кинофестиваль, фестиваль документальных фильмов CPH:DOX в Копенгагене, выставки в Музее современного искусства MoMA в Нью-Йорке и Национальной галерее в Вашингтоне.

Видеоработа «Краткая история коллапсов» создана в 2012 году по заказу одного из самых престижных форумов современного искусства dOCUMENTA. В ней художник исследует совершенно разные судьбы двух схожих по архитектуре дворцов – Фридерицианума в немецком Касселе и Дар уль-Аман («Врата в спокойствие») в Кабуле.

В полумраке Чесменской галереи непрерывно прокручивается закольцованное видео – объединенные в одну инсталляцию два фильма – один о кассельском дворце, другой – о кабульском. Художественный метод, который Мариам Гхани использует для воспроизведения истории коллапса – это синтез архитектуры, истории, литературы, кино. Уникальность проекта в том, что автор не является сторонним наблюдателем происходящего – он пристально вглядывается в историю каждого сооружения, переплетая в своем повествовании изображение, звук и внутренние ощущения. Следуя за движением камеры, зритель испытывает удивительный эффект погружения во временную точку, ставшую для одного из дворцов началом возрождения, а для другого – началом конца.

Этот видеопроект еще можно было бы назвать историей великих потрясений: оба дворца – немецкий и афганский – стали одновременно и символами, и жертвами своего времени. Дворец Фридерицианум построили в 1779 году. Он был задуман именно как музей, а не резиденция, и поэтому сразу же стал доступен для посетителей. За годы его существования сложились богатейшие коллекции бронзовых и мраморных копий античных статуй, оригинальных ваз и статуэток, огромная библиотека. В конце 1910-х годов все это было вывезено в Берлин, и для Фридерицианума начались годы забвения. Во время Второй мировой войны музей был разрушен, и только в 1955 году, после восстановления, в нем открылась первая экспозиция – выставка современного искусства dOCUMENTA, которая с тех пор проходит каждые пять лет.

Совершенно другой оказалась судьба дворца Дар уль-Аман («Ворота в спокойствие»), построенного королем Амануллой Ханом в 1927 году. Дворец, спроектированный в европейском, неоклассическом стиле, считался жемчужиной Афганистана, но к 1990-м годам, в результате бесконечных внутренних войн, превратился в руины.

То, что инсталляция размещена именно в полуразрушенной Чесменской галерее, только усиливает эффект погружения, добавляя еще одно измерение выставочному пространству. В гатчинском дворце такая выставка выглядит очень органично: позади у него – эпоха расцвета, за которой следует время упадка и разрушения. В настоящий момент дворец интенсивно восстанавливается, и наверняка наступит тот день, когда и Чесменская галерея сможет принять посетителей в своем прежнем великолепии.

Юлия ЛЫСАНЮК