СЧАСТЬЕ БЫТЬ ПОЛЕЗНЫМ

8 июня в нашей стране будут отмечать свой профессиональный праздник социальные работники. Не секрет, что часто именно они первыми принимают на себя и решают проблемы людей, попавших в сложную жизненную ситуацию.

В силу специфики своей деятельности органы социальной защиты оказываются хрупким мостиком между пенсионерами, инвалидами, семьями с детьми, малоимущими людьми и государством. Развитие в этом направлении в последние годы стало основным приоритетом социальной политики в России. В преддверии Дня социального работника мы встретились с председателем Комитета социальной защиты населения Гатчинского района Ириной Львович – чтобы узнать, что именно подразумевается под этими сухими фразами.

По словам Ирины Владимировны, услугами социальной поддержки в нашем районе пользуются порядка 70 тысяч человек ежегодно, включая и семьи с детьми. Спектр таких мер очень широк: от выплат ежемесячных пособий и компенсаций – до оказания социальных услуг учреждениями соцзащиты.

В Гатчинском районе есть два таких учреждения: Центр социального обслуживания граждан, который оказывает социальные услуги пожилым и инвалидам, и реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Дарина».

Как рассказала Ирина Владимировна, в Гатчине едва ли не первой в Ленинградской области была создана служба по приему граждан в режиме «одного окна». Еще одна «изюминка» работы гатчинского Комитета соцзащиты – выездные приемные дни в поселения района, которые осуществляются по установленному графику.

В преддверии Дня социального работника наша газета получила несколько писем с вопросами по поводу социальной поддержки людей пенсионного возраста. Прокомментировать их мы попросили Ирину Владимировну.

Твой дом и ты в нем

От имени пожилых людей и инвалидов написала нам жительница Гатчины Наталья Смирнова. «Помощь, которую оказывает Комитет соцзащиты пожилым людям, включает в себя, в том числе, покупку лекарств и продуктов, оплату коммунальных счетов, – пишет Наталья Михайловна. – Несомненно, это нужное дело. Но очень часто все это могут сделать для пожилого человека его соседи». Проблемы, особенно у одиноких и уже не очень здоровых людей, возникают чаще всего с поддержанием чистоты и порядка в доме. Кое-что они, конечно, могут сделать самостоятельно, но вот помыть окна, снять и повесить шторы, вымыть пол им уже часто не под силу. «Они замкнуты в четырех стенах, и надо, чтобы в этих стенах было чисто. От этого зависит их душевное состояние», – пишет наша читательница. Она напоминает, что коммерческие фирмы готовы предоставить подобные услуги только в большом объеме и втридорога. Читательница спрашивает: что же может предложить в этом плане Комитет социальной защиты?

Как рассказала нам Ирина Львович, на сегодняшний день в Гатчинском районе проживает около 55 тысяч граждан пенсионного возраста. Для них разработана система услуг, в том числе помощь на дому.

По ее словам, такие услуги, как покупка продуктов, доставка воды, вынос мусора, протирка пыли, подметание, приготовление пищи, входят в так называемый пакет гарантированных услуг для обслуживаемых на дому. Это платная помощь, стоимость которой зависит о того, какие услуги выбраны из гарантированного перечня услуг, и от доходов (размера пенсии) самого клиента. Условия договора подразумевают обслуживание на дому не менее двух раз в неделю.

А вот влажная уборка, к примеру, к этому списку не относится. Такого рода помощь входит в негарантированный перечень услуг. Это также платные услуги, которые представляются дополнительно по желанию. Их стоимость утверждена Советом депутатов Гатчинского района, и она намного ниже, чем у коммерческих организаций. Так, например, на сегодняшний день мытье полов для клиентов Центра социального обслуживания обойдется в 25 рублей за 10 кв. метров. Для пожилых граждан, не являющихся клиентами Центра социального обслуживания, цена будет несколько выше – порядка 40 рублей за 10 кв. метров.

Чтобы получить помощь на дому, достаточно позвонить в Комитет соцзащиты по телефону 3-53-40. Для того, чтобы заключить договор на дополнительные услуги, можно связаться с Центром социального обслуживания по телефону: 76-720.

Кроме того, в рамках областной программы при софинансировании из районного бюджета в Гатчине уже третий год действует так называемая «тревожная кнопка». Это специальный телефон, при нажатии на любую кнопку которого происходит соединение с диспетчером. Специалист, вышедший на связь, выяснит, какая конкретно помощь требуется в данный момент, проанализирует всю информацию и сразу же передаст ее по назначению. На сегодняшний день в Гатчине этой услугой пользуются уже 150 человек. «Тревожная кнопка» устанавливается бесплатно. Заказать эту услугу можно по телефону: 3-50-40.

Центр социального обслуживания оказывает гражданам пожилого возраста и услуги срочной социальной помощи. Речь в данном случае идет о бесплатной разовой помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Возможности реабилитации

Волнует наших читателей и возможность отдохнуть или пройти реабилитацию в учреждениях социального обслуживания для пожилых людей и инвалидов.

По словам Ирины Львович, в Гатчинском районе есть два отделения временного проживания, которые расположены в поселках Кобрино и Дружная Горка.

Полустационар в поселке Кобрино предназначен для пожилых людей и инвалидов. Здесь они могут отдохнуть и набраться сил в течение двух месяцев. Рассчитан он на 25 мест. Пожилым людям предоставляется проживание в условиях, приближенных к домашним, включая питание, реабилитационные услуги, лечебную гимнастику, занятия с психологом. Одно из условий для приема в это реабилитационное учреждение – дееспособность и умение себя обслуживать. Очереди как таковой в это учреждение практически нет, правда, как говорит Ирина Владимировна, иногда приходится немного подождать, когда освободится место.

Отделение временного проживания для пожилых людей в Дружной Горке предназначено для граждан, которые утратили способность к самообслуживанию. Оно полностью финансируется из средств районного бюджета и рассчитано на 42 места. В этом полустационаре можно находиться до 6 месяцев. Это отделение также пользуется большим спросом, но, к сожалению, туда непросто попасть из-за большой очереди.

По словам Ирины Владимировны, как и в Кобрино, в Дружногорском отделении также все очень организовано на достойном уровне. Здесь есть много специальных приспособлений, облегчающих труд сотрудников и жизнь пожилых клиентов – ведь здесь проходят реабилитацию, в основном, лежачие люди.

Узнать о возможности устройства в отделение временного проживания можно по телефону: 3-53-40.

Несколько слов
о «качестве жизни»

Еще одно письмо пришло из поселка Новый Учхоз, от ветерана труда Г.Л. Акимова. По мнению автора письма, большинство наших жителей не удовлетворены работой государства в плане повышения пресловутого «качества жизни». «Целые институты и государственные структуры занимаются разработкой новых программ, направленных на повышение качества жизни людей. Но, как видим, действенность их минимальна, результаты не оправдывают ожидания», – пишет наш читатель.

Г.Л. Акимов дает свое определение «качества уровня жизни». По его мнению, оно «складывается не только из материального достатка, но из многих составляющих, в том числе, здоровья, душевного равновесия, отношения к себе, близким и окружающим, взаимоотношений с коллегами по работе, занятий общественно-полезным трудом и т.д.». В качестве иллюстрации наш читатель сравнивает жизнь в России и за рубежом. Сравнение – традиционно не в пользу нашей страны.

По его мнению, секрет «их» успеха состоит в симбиозе отлаженной пенсионной системы с благотворительностью и волонтерской деятельностью. «Одно без другого не дало бы положительных результатов и процветающей жизни всего общества», – уверен автор письма.

«У «них» спонсором, инвестором, благотворителем и волонтером может стать любой гражданин, имеющий доброе сердце, желание и возможность помочь, – пишет далее наш читатель. – Например, голландцы любого возраста почитают за честь несколько часов в неделю отработать бескорыстно в домах престарелых и помочь пожилым людям».

По мнению Г.Л. Акимова, корни наших проблем лежат в плоскости этики и морали: «Наших стариков обманывают во всех сферах жизни. Государство не обеспечивает населению достойную старость. У многих людей это вызывает стойкое состояние депрессии. Происходят эмоциональный и ментальный срывы, влекущие преждевременные проблемы со здоровьем. Многие молодые люди не научены почитать стариков и уважительно относиться к ним. Престарелые люди их раздражают, а мы, в свою очередь, перестаем понимать молодежь. Утрачивается взаимопонимание и связь между поколениями. Старики становятся ненужными никому».

И все же автор уверен – ситуацию можно изменить. «Давайте не будем терять самообладание и время своей жизни в ожидании «справедливости», – пишет он. – Не будем ждать, когда нам самим понадобится помощь. Поможем нуждающимся, пока мы еще можем. Будем отзывчивыми и снисходительными друг к другу. Если мы проявим свою благотворительность без показухи, уверен, наше доброе отношение к людям вернется к нам сполна и принесет нам духовное удовлетворение. Наша помощь людям может быть не только материальной, но и, по мере возможности, физической и моральной».

Ответ на все вопросы прост, считает Г.Л. Акимов: «Возлюби ближнего, как самого себя… Как иногда важно знать, что ваша бескорыстная помощь в любом проявлении спасла чью-то душу. Не в этом ли счастье быть полезным?»

О важности развития институтов благотворительности и волонтерства в нашей стране упомянула и Ирина Владимировна Львович, наблюдавшая эти процессы своими глазами во время поездки в Америку. По ее словам, секрет «их» успешности – в уроках милосердия и доброты, которые прививают детям чуть ли не с младенчества. Неслучайно благотворительность в Европе и «за океаном» давно уже стала общечеловеческой нормой. Что ж, в России, к сожалению, такие традиции пока не сложились. Тем же волонтерским трудом у нас чаще всего занимаются сердобольные пожилые люди, молодежь же почти не задействована.

Так или иначе, труд социального работника нелегок в любой стране, и дело не столько в физических усилиях, сколько в психологических особенностях этой работы. Очень часто тем, кто работает с пожилыми людьми и инвалидами, приходится сталкиваться как с несправедливым отношением к ним со стороны родственников, так и просто с отчаяньем из-за тотального одиночества. Сложность заключается и в том, что пожилой человек склонен доверять исключительно «своему» социальному работнику и тяжело переживает его отсутствие или замену.

«Пожилой человек должен жить в семье, – уверена Ирина Львович. – Уходить в какие-либо интернаты или другие социальные учреждения старики должны только по собственному желанию – зная, что там им будет лучше. А мы в любом случае должны помогать им. Для нас очень важно, чтобы человек как можно дольше находился дома, в привычной для него обстановке. Если у него есть дети и внуки, он не может быть ненужным…».

Юлия ЛЫСАНЮК