смекалов«Ты хочешь свободы – возьми ее. Все, что тебе нужно, уместится на твоем мотоцикле!» – в этих словах героя Питера Фонды, «беспечного ездока» из одноименного культового фильма конца 60-х, заключена вся философия байкерского движения. Хотя лента эта была вовсе не о байкерах…

Герой этого интервью, Сергей Смекалов – гатчинский байкер и фотохудожник. Приехав в редакцию на велосипеде и без классического байкерского антуража – никакой тебе косухи, банданы, казаков и бороды – сумел внести некоторое смятение в неподготовленный ум нашего корреспондента. Спустя несколько минут, листок с вопросами для интервью утратил всякий смысл, а худшие опасения подтвердились: у настоящего байкера – всегда своя игра, и пахнет она исключительно свободой.

– Сергей, как Вас правильно называть – мотоциклист или байкер?

– Это всего лишь игра понятий. Лично мне все равно, как меня будут звать. Хотите называть меня байкером – пожалуйста. Видели, я на байке приехал? Вот для тех, кто в клубах состоит, это важно – они пафосные, у них своя иерархия… Я не принадлежу ни к каким организациям, поскольку я человек достаточно обособленный, мне хорошо самому с собой. Естественно, если меня зовут куда-нибудь, могу принять участие.

– Вы стоите у истоков байкерского движения в Гатчине. Расскажите, как все начиналось.

– В 1990-х во дворах по улице 7-й Армии была разрушенная кочегарка, абсолютные руины. Мы начали ее восстанавливать, мы – это Сергей Сергеев, который заразил меня мотоциклами, Саша Андреев и я. Разгребали, ремонтировали, выбивали кирпичи…Позже подключился город – нас поддержал Николай Пименов, в то время председатель спорткомитета. Дали бригаду, материалы.

Теперь это зарегистрированный «Центр спортивных единоборств и мототуризма». На самом деле нас там немного, и ни о какой иерархии речи не идет, в отличие от более молодых клубов. Мы часто общаемся, тренируемся, помогаем друг другу.

– Мир байкеров – насколько он разнороден?

– Есть большие клубы, есть поменьше. Чем больше клуб, тем больше в нем идеологии, тем сильнее он завязан на деньгах, а это уже совсем другая история. У каждого мотоклуба есть свои «цвета» (эмблема, которая показывает, к какому клубу принадлежит байкер). «Цвета», например, есть у гатчинского клуба «Томагавки» (бывший «Гатчина Моторс»).

Вообще все мотоциклетные клубы разделены – есть законопослушные, а есть те, кто отрицает закон – так называемые «однопроцентники». Я так подозреваю, что наш президент – тоже из последних, пару лет назад на севастопольском фестивале ездил без шлема – милиция его почему-то не остановила… (улыбается). А если серьезно, мне очень не нравятся определенные пертурбации, которые происходят в мире байкеров. Вот, например, неприятная история с «Ночными волками» во главе с Хирургом (Сергей рассказывает об апрельском конфликте между московскими мотоклубами «Ночные волки» и «Три дороги», в ходе которого из огнестрельного оружия был убит один из «волков»). С другой стороны, есть очень много людей, которые живут мотоциклами. Например, байкеры из питерского мотоклуба «Бедуины» совершают большие мотопробеги по Европе, Ближнему Востоку, странам СНГ. Они делают это, потому что им нравится дорога.

смекало2Три – четыре года назад в Россию приезжал клуб из Германии – на мотоциклах. Президент клуба – бабушка лет 70-ти. Ее свита – тоже люди солидного возраста, меньше 60 лет никому не было. С нашим клубом «Гатчина Моторс» связались питерские байкеры, предложили ехать с этими немцами в колонне в Псков, на мотосаммит. Мы переживали: как они поедут? Немцы – люди законопослушные, а у нас максимальная разрешенная скорость – 90 км/ч. Они ехали с нами всю дорогу на скорости 120-140 км/ч…

– Можно ли составить портрет типичного русского байкера? В первую очередь приходит в голову брутальный образ – кожаная косуха, бандана, казаки…

– Я думаю, образ нашего байкера начал складываться где-то с середины 1990-х годов. Это были технически продвинутые люди, которые начинали на «Ижах», «Явах». Они вечно ковырялись в металле, были по самые ноздри в мазуте и масле, постоянно что-то делали, переделывали. Из этих людей вышел костяк байкерского движения. С приходом в Россию новых, более совершенных мотоциклов они немного потерялись. На смену им пришло другое поколение, для которого действительно важна была дорога. И таких до сих пор большинство. Они собираются вместе, катаются. И, вопреки сложившемуся стереотипу, в среде байкеров нет повального пьянства – не больше, чем везде, во всяком случае.

– Какой у Вас мотоцикл сейчас?

– «Ямаха»: большой литраж, большой цилиндр. С ним практически нет никаких проблем – заливай масло, бензин и – вперед. Такие большие мотоциклы иногда называют чопперами. В понимании обывателя чоппер – это американский «Харли-Дэвидсон». Классическая картинка – бородатый дядька в кожаной куртке, развалившись, едет на таком мотоцикле, где много хрома и металла…

– Буквально несколько слов еще об одном Вашем увлечении – о фотографии…

– Я занимаюсь фотографией лет семь-восемь, исключительно в свое удовольствие. Состою в Творческом объединении фотографов при музее истории Гатчины. Участвую в выставках, выкладываю свои работы на фотосайты. Больше всего люблю жанровую фотографию. Иногда снимаю и пейзажи, хотя это, конечно, более скучное занятие – человек есть человек, он интересен в самых разных своих проявлениях.

– Очень разносторонний образ получился: байкер, фотограф, спортсмен и … Кем Вы себя считаете на самом деле?

– Не знаю… Я себя никак не позиционирую. Езжу на байке, занимаюсь спортом, снимаю, работаю… Я – живу. Зачем выбирать какую-то одну ипостась?

– Кого бы Вы назвали героем нашего времени? И вообще, есть ли у нашего времени герои?

– Думаю, есть, конечно. Вот, например, была такая нашумевшая история пару лет назад – летчики произвели аварийную посадку с людьми в тайге, на заброшенном аэродроме, который не предназначался для такой посадки. Летчиков этих наградили – хорошо, молодцы они, конечно. Но кто этот аэродром поддерживал все эти годы? Кто сумел сохранить его в таком состоянии, чтобы туда смогли посадить огромный самолет? Какой-то дядька ходил, расчищал, сам вырубал кусты – по своей инициативе, без всякого вознаграждения… О нем тогда практически никто не упоминал. Кто теперь знает его имя? Вот он и есть герой нашего времени…

Беседовала Юлия ЛЫСАНЮК

Фото Сергея СМЕКАЛОВА