БезымянныйВ музее-усадьбе П. Е. Щербова состоялся концерт юных скрипачей – учащихся гатчинской детской музыкальной школы им. М.М. Ипполитова-Иванова. В программе концерта прозвучали произведения М.И. Глинки, П.И. Чайковского, К.М. фон Вебера, Ж.А. Металлиди, народные английские и итальянские песни.

Концерт-выставка «Музыкальные картинки» прошел в лучших традициях дома Щербова – под сводами уютного холла звучала классическая музыка, а в маленьком выставочном зале разместился целый вернисаж детских рисунков.

Ведущая концерта Марина Анатольевна Серикбаева рассказала детям о том, какую роль в нашей жизни играет красота, о добрых волшебниках – музыкантах, поэтах, художниках, которые умеют ее замечать, преобразовывать и дарить другим в виде произведений искусства.

На этот раз добрыми волшебниками выступали сами дети – учащиеся класса преподавателя Марины Александровны Ивановой, Заслуженного работника культуры РФ. Искусство смычка – волшебной палочки скрипача – продемонстрировали Евгения Крячко, Иван, Николай и Анатолий Головатские, Михаил и Николай Кузьмины, Людмила Сергеева, Елизавета Матовникова, Варвара Надеинская. Им помогала концертмейстер Валентина Михайловна Симоненко.

Маленькие музыканты представили программные произведения, главной особенностью которых являются их названия. Роль этих названий – помочь глубже и полнее воспринять то, что хотел выразить композитор своей музыкой. Образы, которые несут в себе все эти произведения, взяты из жизни, а звуки, выражающие эти образы, придают им особый колорит, делают картинку живой и настоящей.

Скрипка – самый эмоциональный, самый теплый и «говорящий» инструмент из всех возможных. Кажется, ей под силу все – она подражает голосу охотничьего рога и звукам шарманки («Хор охотников» К. М. фон Вебера, «Шарманщик поет» П. И. Чайковского), пению соловья и кваканью лягушки («Соловушка» М. И. Глинки, английская народная песня «Соловей и лягушка»). Скрипка заставляет нас печалиться и радоваться вместе с кем-то или в одиночестве («Грустный клоун» и «В гостях» Ж. А. Металлиди). Она переносит нас в знойное итальянское лето, где «море чуть дышит в сонном покое» («Санта Лючия»).

Образная выразительность скрипки наиболее полно демонстрирует давно уже подмеченную искусствоведами тесную связь музыки и изобразительного искусства. Еще Леонардо да Винчи называл музыку сестрой живописи. Художники писали свои произведения под воздействием музыки. Музыканты пытались изображать в звуках шедевры живописи. Такие понятия и жанры, как картина, портрет, зарисовка, миниатюра, эстамп, арабеска, пришли в музыку из живописи, делая более конкретным самое абстрактное из всех искусств.

Выставка, которая сопровождала детский скрипичный концерт, подчеркивала эту удивительную связь. Готовясь к своему выступлению, дети в то же время рисовали то, о чем рассказывала им музыка. Охотник, готовящийся подстрелить селезня; бабочка, присевшая на цветок; одинокое дерево в ожидании грозы…Краски, образы и звуки, чувства, эмоции и размышления – все неразрывно переплетено в этой жизни. Отыми хоть что-нибудь – насколько беднее она станет.

Юлия ЛЫСАНЮК