«СЛУЖЕНЬЕ МУЗ НЕ ТЕРПИТ СУЕТЫ…»

В Сиверском историко-бытовом музее «Дачная столица» открылась выставка работ художника Александра Златкина, которая будет радовать посетителей музея до конца лета.

Александр Ефимович выставляет свои картины в этом зале во второй раз. Именно его выставка стала первой в открывшемся в июне 2010 года в официальном статусе районного музее «Дачная столица». И, конечно, не случайно. Златкин – наиболее авторитетный художник, причём не только в Сиверской, но и на областном уровне, генератор многих идей по объединению художников, областного конкурса «Серебряный карандаш», заведующий художественным отделением Сиверской школы искусств им. И.И.Шварца, воспитавший не одно поколение юных художников.

На нынешней выставке представлено 30 полотен: это и пейзажи Сиверской, Кобрино, Рождествено, Гатчины в разные времена года, и изысканные натюрморты, и проникнутые нежностью и светом надежды портреты юных учениц, и картины, я бы сказала, по мотивам вечных библейских сюжетов. Получилась интереснейшая выставка, где у каждой работы хочется задержаться, рассмотреть, подумать. То, что живопись Златкина не оставляет равнодушными, вылилось в целый поток вопросов от пришедших на вернисаж зрителей.

И прежде всего, интересовались тем, как он стал художником. На это Александр Ефимович неожиданно ответил: «Случайно. В роду художников не было, в городке Брянской области Клинце, откуда я родом, не знал ни одного живого художника. В школе учительница рисования организовала кружок, в который пришло сначала 20 человек, но постепенно другие дети уходили, и остался в итоге я один. Но в детстве любил больше не рисовать, а лепить. После окончания школы поехал в Брянск поступать в машиностроительный институт и уже там узнал, что в Орле есть художественное училище. Забрал документы и поехал в Орел. Но проучившись в училище год, был призван в армию.

После службы в Орел решил не возвращаться, а поступать на художественно-графическое отделение Ленинградского педагогического института им. А.И.Герцена. Там встретил свою будущую супругу Надежду Васильевну, которая училась на курс старше и была там лучшей. Когда я занимался на 4 курсе, перед ее распределением, мы поженились. Поскольку Надежда имела право выбора, то во время распределения выпускников предпочла преподавание в одной из лучших областных школ, Сиверской №1, где директорствовал И.М.Соловьев. Было это в 1979 году. Надежда начала работать учителем рисования, а я – черчения и труда. Когда в 1981 году начали появляться первые детские художественные школы, мы открыли в Сиверской филиал Вырицкой художественной школы. В настоящее время это художественное отделение нашей школы искусств, где мы и продолжаем трудиться. Вместе с нами преподают уже и наши ученицы. И с каждым годом растет число ребятишек, желающих учиться рисовать. Это радует. Но, к великому сожалению, из-за ограничений в помещениях под классы, мы вынуждены многим отказывать. В этом году был, например, конкурс 3 человека на место.

Нам очень повезло, что первые 8 лет мы жили в таком благословенном месте, как старинная деревня Лампово. Там родились наши сыновья, там я вел художественную студию и получил с самого начала возможность писать так, как я хотел и понимал, без конъюнктурщины, госзаказов. Можно сказать, что в Лампово прошло мое становление как художника. С картинами ламповской серии – «Мальчики из деревни Лампово», «Праздничная улица в деревне Лампово» и другими – я впервые появился сначала в молодежной секции, а потом и в самом Союзе художников СССР, тогда он так назывался».

Другой вопрос, который с пристрастием задавали художнику, касался неповторимого златкинского стиля, того, как он выработался. И хотя его объяснение удовлетворило не всех, Александр Ефимович пытался ответить абсолютно честно: «Никакого стиля я специально не вырабатывал. На мой взгляд, надо просто быть честным перед собой, писать так, как ты видишь, чувствуешь, понимаешь, а не подделываться под чьи-то вкусы, требования. Не нужно думать о том, продастся ли потом твоя картина, словом, не надо суетиться. Каждый человек особенный. Если называть это стилем, то таков я, таков и мой стиль. Вовсе не обязательно, чтобы я и, соответственно, мое творчество всем нравилось. Все в искусстве индивидуально, и в этом его сила». В последние годы Александр Златкин стал автором ещё и стихов, среди которых есть замечательные, как то новое «Суета сует…», что он прочел на вернисаже по настойчивой просьбе собравшихся. Прозвучали также романсы на его стихи в исполнении автора музыки Евгения Пестрикова.

Осмысление своего пути, жизни в целом, тема Экклезиаста «Суета сует…», то бишь философия, занимают особое место в творчестве художника. Интересная беседа о творческих планах, законах перспективы, просто о жизни продолжалась потом в кулуарах с заинтригованными посетителями выставки и сиверскими художниками, пришедшими на вернисаж.

Галина ХОХЛОВА