Памятные места, события и факты, связанные с газетой.

Дома, где размещалась редакция газеты:

До войны: Проспект 25-го Октября, дом 2. Бывший Николаевский Сиротский институт. После революции в его зданиях располагались:  детский дом, уездный и районный комитеты ВКП(б) (до декабря 1925 — РКП(б)), Красногвардейский дорожный техникум,   Ленинградский зоотехнический институт. Ныне здания бывшего ГСИ занимают средняя школа-интернат, отдел опеки администрации ГМР, гимназия им. К.Д.Ушинского, Гатчинский молочный завод, бухгалтерия управления образования Гатчинского муниципального района.

Проспект 25-го Октября, д.7/9. Жилой дом, ныне не существует;

Проспект 25-го Октября, д. 9/11. Частная библиотека бывшего цензора, действительного статского советника Лазаревского. После революции – Гатчинская Центральная библиотека, Гатчинская совпартшкола, общежитие ремесленного училища № 12, ныне — отель А. Гаккеля;

Улица Советская, 2 (угол улиц Советская/Проспект 25 Октября, д. 2/27). Телефоны: отв.редактор и партийный отдел – 2-01, ответственный секретарь и сельхоз.отдел — 2-44, отдел писем и отдел информации – 4-39.  Здание РИК (райисполкома), II-й этаж, кабинеты 26, 35.  Ныне жилой дом и магазины.

После войны: Улица К.Маркса, 44. Здание богадельни военного и военно-морского духовенства. После революции до 1944 г. жилой дом. С 1944 г. административное здание. В 1944 -1983 гг. в левом крыле (с фасада), на III-м этаже,  кабинеты 50-53 занимала редакция.

Улица Хохлова, 3. Детская поликлиника. II-й этаж, вход с бокового подъезда. Редакция располагалась здесь в 1982-1987 гг.

В настоящее время редакция размещается в жилом доме по адресу: ул. Хохлова, д.15, в помещении бывшего книжного магазина.

Ежегодный легкоатлетический кросс

(в отдельные годы – комбинированная эстафета)

на приз газеты «Гатчинская  правда»

Одни из самых массовых общих для города и района спортивных соревнований, открывавшие летний спортивный сезон. Проводились во второй половине мая с 1951-го по 1992 год включительно.  Дистанции кросса: 500, 1000 и 3000 метров, в зависимости от возраста и пола. Дистанция эстафеты включала бег, преодоление водного препятствия на плавсредствах (лодках, байдарках), велосипедные гонки.

Соревнования проводились по группам:

— общеобразовательные школы;

— училища профтехобразования;

— предприятия и учреждения;

— сельские коллективы физкультуры (совхозы, а до 1977 года еще и колхозы).

Впервые кросс был проведен по решению городского и районного спорткомитетов 20 мая 1951 года и был посвящен ХХ-летию газеты «Гатчинская правда». О значимости соревнований говорит тот факт, что главный судья соревнований К.Румянцев был назначен на заседании облспорткомитета. Участвовали 16 команд по 8 человек в каждой, а также «личники», с общим числом соревнующихся 180 человек. Победитель определялся по сумме набранных баллов на всех дистанциях. Первое место место с результатом 2922 очка заняла команда паровозного депо, 2-е – команда з-да им. Рошаля, 3-е — команда городской юношеской спортшколы (директор Целищев).

После этого горспорткомитет решил проводить соревнования ежегодно. Состязания проводились ежегодно, чередование кросс — комбинированная эстафета были произвольными.

Традиция  стала затухать в последние годы перестройки в связи с начавшейся приватизацией и дезорганизацией  производства. С 1990 года на соревнования перестали приезжать команды сельских спортколлективов (совхозные). В 1991 году соревновались только команды учебных заведений, а в последний, 1992 год  спортивные команды выставили лишь школы (270 учащихся) и ПИЯФ, не было даже команд ПТУ.

 

Планер «Красногвардейская правда»

В январе 1931 года IХ  съезд ВЛКСМ  взял шефство над Военно-Воздушными Силами  Красной Армии и объявил призыв «Комсомолец на самолет!».Он с жаром был подхвачен молодежью. По все стране создавались авиационные уголки, планерные станции, кружки авиамоделистов, шел сбор средств на постройку самолетов, дирижаблей и планеров, тысячи юношей писали заявления о приеме в летные военные и гражданские школы.

Всеобщим  энтузиазмом была захвачена и  красногвардейская молодежь. Комсомольские организации городских предприятий и учреждений  организовали планерные кружки, школьники занимались авиамоделизмом.

2 октября 1931 года  «Красногвардейская правда» напечатала обращение Красногвардейского райпрофсовета к жителям района собрать средства на постройку самолета имени районной газеты «Красногвардейская правда». В первые же дни на этот призыв откликнулся президиум райсовета Осоавиахима (председатель Б.Снежков), здесь собрали 100 рублей, на заводе «Цветметштамп» —  270, работники горсовета – 125, селькор Карпов внес 10 рублей, повара санатория «Песчанка» из Сиверского – 50 рублей и т.д. Газета регулярно освещала ход кампании по сбору средств. Но, самолет – машина дорогая и, по-видимому, необходимой суммы собрать не удалось (в те годы подобные кампании проводились очень часто), поэтому эта тема незаметно исчезла со страниц газеты.

И все же, поддерживая стремление молодежи к авиации, редакция газеты  в 1934 году приобрела для нее летательный аппарат, но не самолет, а серийный учебный планер Ус-3 и учредила его в качестве переходящего планера  для награждения лучшей учебной группы планеристов. Условия для награждения были такие: общая численность группы не менее 30 курсантов, в ней не менее 50% комсомольцев, 20% врошиловских стрелков, все ударники производства и члены ОСОАВИАХИМа.

Первыми обладателями призового редакционного планера стали комсомольцы  завода им.Рошаля. К 1 августа 1934 года они подготовили на нем 7 планеристов.

Планер Ус-3 («Учебный стандарт») конструкции начальника конструкторского бюро Планерного завода в Тушино О.К.Антонова одноместный, длиной 5,6 м, высотой 1,6 м, с размахом крыльев 10,56 м, площадью крыла 15,6 кв.м., массой 88 кг, с экономической скоростью 45 км/час. Планеров серии Ус (одноместных Ус-3 и Ус-4 и двухместных Ус-5 и Ус-6), надежных и недорогих было выпущено более 7 тысяч. Один из них и был приобретен редакцией для красногвардейской молодежи.

Конструктор планера Олег Константинович Антонов (1906-1984) впоследствии стал выдающимся советским аваиаконструктором, академиком, Героем Социалистического Труда, лауреатом Ленинской и Государственных премий. Им создано более 50 конструкций планеров, под его руководством разработаны самолеты Ан-2, Ан-12, Ан-22 («Антей»), Ан-24, Ан-26, Ан-72 и др. О.К.Антонов скончался в 1984 году, успев завершить разработку самого большого в мире самолета Ан-124, грузоподъемностью 150 тонн. Он дал ему имя «Руслан».

 

Творческое дружба с коллегами-районщиками

В советское время в целях обмена опытом, повышении профессионального мастерства и сплочения журналистских кадров практиковалось творческое содружество коллективов редакций различных районов, областей и республик. Как правило, дружеские связи устанавливались с редакциями газет тех районов, с которыми дружил (соревновался) район или отдельные хозяйства.

После войны в первый раз такие отношения были налажены в январе  1954 года, накануне празднования 300-летия воссоединения Украины с Россией, с  газетой «Ряданська правда» Ружичнянского района Каменец-Подольской области (через месяц она стала Хмельницкой) Украинской ССР. Тогда дружеские и деловые связи установили украинский колхоз «Коммунар» и гатчинский колхоз им. Сталина. В составе делегации колхозников, ездивших в марте того года на Украину, был и редактор «Гатчинской правды» С. Раскин. Обе газеты время от времени  публиковали материалы о трудовом содружестве хозяйств, культурной жизни жителей районов. Оно продолжалось около трех лет.

Следующими партнерами гатчинцев, а, следовательно, и редакции «Гатчинской правды» были уже не отдельные хозяйства, а целые районы –Лимбажский  Латвийской ССР, Пайдесский  Эстонской ССР, Ленинский район  (центр г. Видное) Московской области. Ввиду отдаленности редакций газет этих районов, встречи  сотрудников были редкими.

Зато на встречи с коллегами соседней «Лужской правды» (редактор В.И. Суворов) и сосновоборского «Балтийского луча» выезжали почти все творческие работники. Деловая часть встреч обычно состояла из обзоров газеты за определенный период.  Отмечались удачные, а также и не очень удачные материалы, заголовки, иллюстрации, высказывались замечания и т. п. После деловой части  следовала культурная программа, а под конец – товарищеский обед.

Такие встречи – обычно они проводились в летнее время, — конечно же, были очень полезными. Особую популярность взаимные визиты, как форма журналистской учебы и творческого сотрудничества, приобрели в Ленинградской журналистской организации в тот период, когда секретарем правления ЛО СЖ, курировавшим районные газеты, был  редактор нашей газеты В.Т.Анисимов (всего в правлении было, кажется, семь или восемь секретарей). Владимир Тимофеевич старался, чтобы «районщики» не замыкались в своих редакциях, а общались с коллегами в неформальной обстановке и консолидировались в единое журналистское братство, живущее общими интересами и устремлениями.

В советское время обком партии собирал районных газетчиков  в областном Доме политпросвещения чуть ли не ежемесячно. Ныне журналисты районных газет собираются только раз в году, на так называемый Фестиваль районной прессы. Изменился и Союз журналистов, голос его правления все меньше доходит до «районщиков».

Перемены произошли и в  самой журналистской среде. Она значительно изменилась по возрастным и социальным характеристикам и политическим симпатиям. Те отношения  дружбы и сотрудничества, тот дух благородного корпоративного единения, какие были прежде, отодвинулись на задний план. Их все больше заменяют нездоровое соперничество, скрытая или открытая, порой некорректная конкуренция, раздоры, иногда коммерческие интересы вступают в противоречие с нравственными и этическими нормами.

 

Редакционный транспорт

Ветераны газеты рассказывали, что в довоенное время для поездок журналистов по району в редакции имелась одна единица гужевого транспорта: конь, повозка и заведующий всем этим хозяйством работник – конюх.   В редакционном архиве сохранился снимок сотрудников, сидящих в тарантасе, а также групповая фотография, на которой среди прочих лиц обозначен  конюх редакции.

Первый легковой автомобиль — «Победа» — М-21 в редакции появился в июне 1956 года. Поскольку по штату иметь его не полагалось, то содержался он в гараже  31-й автоколонны (предшественнице Гатчинского пассажирского автобусного предприятия). Штатной должности редакционного водителя (тогда говорили «шофера») тоже не было. Поэтому по довольно распространенному обычаю того времени, его содержали за счет другой должности, в данном случае – должности  литсотрудника (таких скрытых работников называли «подснежниками»). Четыре года – с июля 1956-го по 1960-й — в «литсотрудниках» ходил, точнее, ездил шофер  первого класса Александр Алексеевич Степанов. В 1930-е годы он работал в гараже Ленинградского обкома ВКП(б), где ему доводилось возить С.М.Кирова, всемирно известного академика И.П.Павлова, а однажды знаменитого летчика, депутата Верховного Совета СССР В.П.Чкалова. Этими фактами своей биографии  Александр Алексеевич очень гордился. Кстати, А.А.Степанов входил в число лучших водителей области и не раз приглашался на областные слеты водителей-безаварийщиков, т.е., ездящих без аварий. Такие слеты проводил областной ОРУД (отдел регулировки уличного движения), а потом сменившая его областная Госавтоинспекция (ГАИ).

Автомобили в редакции были разных типов. Кроме упомянутой «Победы», в разные годы имелись «Волга ГАЗ-21», «Москвичи» модификаций 408 и 2140, фаэтон УАЗ-369, первая иномарка «Таврия — ЗАЗ-1102», фаэтон УАЗ — 31512,  джип УАЗ – 31514. В настоящее время редакция имеет автомобиль «ВАЗ».

Как известно, автомобиль – источник повышенной опасности. В практике эксплуатации редакционных транспортных средств, случались неприятные инциденты.   В 1968 году в автомобильной катастрофе получил перелом ноги  заведующий сельхозотделом Михаил Фокин. В октябре 1987 года в крупную аварию на Киевском шоссе попал редакционный «Москвич», перевернувшийся  в кювет крышей вниз. Счастливая случайность спасла от тяжких последствий водителя Александра Васильева и находившихся в машине заведующих отделами Сергея Холодилова и Виктора Васильева. Они отделались легкими  сотрясениями головы и ушибами.

 

Общественные организации в редакции

В советское время редакция газеты «Гатчинская правда» была органом районного и городского комитетов Коммунистической партии. На эти органы согласно уставу партии возлагалось «руководство местной печатью, радио и телевидением», утверждение редакторов газет, в некоторых случаях — согласование  заведующих отделами. Поэтому в редакциях наличие партийной организации или партийной группы  было обязательным, как обязательным было и наличие профсоюзной организации. Другие общественные организации – культурно-просветительные, спортивные, оборонные, социальной помощи и т. п.   создавались в зависимости от личных и групповых  интересов сотрудников редакции.

В «Гатчинской правде» были следующие добровольные общественные организации:

—  первичная организация КПСС (1944 – 1991);

—  первичная организация профсоюза работников культуры (? – 1990);

—  первичная организация Всероссийского Общества книголюбов (1979 – 1990);

—  первичная организация Общества охраны природы РСФСР;

— первичная организация Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (1988 – 1990);

— первичная организация Союза журналистов СССР (1960 – 1990);

— первичная организация Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской  области (1995 – по настоящее время).

 

Самый, самая, самое…

Самую широкую известность «Красногвардейской правде» принес 1934 год.    Массовый читатель страны Советов узнал о ней из опубликованного в  центральной «Правде» 16 июля 1934 года материала «Литературные                             Магнитострои за восемь дней», в котором районная  газета была подвергнута критике за недостаточно подготовленный и скоропалительно  проведенный     литературный конкурс. Между прочим, премии в том конкурсе был удостоен будущий писатель В.А.Кочетов,  в ту пору агроном Красногвардейской МТС.

Но «Красногвардейская правда» прославилась и добрыми делами. В июле-сентябре 1939 года она в течение 89 дней экспонировалась на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ). За вклад в коллективизацию крестьянских хозяйств района,  пропаганду достижений  колхозного строя и передового опыта газета была награждена Малой серебряной  медалью ВСХВ.

А вот «Гатчинской правде» самую широкую известность принесли только добрые дела. В первый раз в 1949 году. Тогда фотокопия ее первой страницы за 1 марта с материалом на всю полосу «Праздник сельской интеллигенции» была  разослана во все республиканские и областные отделения Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний (Общество «Знание») в качестве методического пособия для проведения  «Дня сельской интеллигенции».

Во второй раз газета получила известность как экспонент павильона «Советская печать» Всесоюзной выставки народного хозяйства СССР (ВДНХ СССР) 1980 года (экспонировалась в течение года). В этом случае она повторила успех «Красногвардейской правды» 1939 года.

Самым большим тиражом – 32700 экземпляров «Гатчинская правда» издавалась в период с 17 апреля по 31 декабря 1990 года.

Самый молодой отдел редакции – отдел рекламы и объявлений. Он образован 1 ноября 1996 года.

Самый большой стаж работы в «Гатчинской правде» имеет Лазарь Яковлевич Куляхтин – на 18 января 2011 года он составляет 45 лет 3 месяца и 10 дней. Ему же принадлежит и рекорд пребывания в должности редактора – на эту же дату он составляет 28 лет 5 месяцев и 20 дней.

Самые титулованные сотрудники редакции:

Раскин Самуил Григорьевич, редактор газеты в 1952 — 1962 и 1965 – 1972 годах  – Заслуженный работник культуры РСФСР;

Анисимов Владимир Тимофеевич, редактор газеты в 1972 – 1983 годах —        Заслуженный работник культуры, Почетный гражданин города Гатчины;

Куляхтин Лазарь Яковлевич, редактор газеты с 1983 года по настоящее время — Заслуженный работник культуры Российской Федерации;

Любецкий Ипполит Григорьевич, заведующий отделом культуры газеты в 1970-1990 годах — Почетный гражданин города Гатчины.

Другие работники, обладающие менее громкими титулами:

Каминер Семен Лазаревич, редактор газеты в 1933 -1937  и 1946 –1952 годах – персональный пенсионер республиканского значения.

Николаев Владимир Иванович, корреспондент – Почетный член Всероссийского Общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК).

Самым старшим по воинскому званию сотрудником редакции является  бывший штурман бомбардировщика Пе-2, участник Великой Отечественной войны полковник авиации  Анисимов Владимир Тимофеевич.

Самым почтенным по возрасту штатным корреспондентом газеты был Николай Иванович Гридин  — он уволился из редакции в возрасте 71 года,  12 дней, самым молодым – Васильев Виктор Александрович, он был принят на должность корреспондента после окончания журфака Ленинградского госуниверситета в возрасте 21 года, 11 месяцев, 9 дней.