Спокойные люди беспокойной профессии

Часто ли мы задумываемся над тем, как приходит электричество в наши дома, квартиры и офисы? Мы настолько привыкли к нему, что считаем электричество рядовым явлением. И вспоминаем его «добрым словом» лишь тогда, когда в квартирах пропадает свет. И первым делом мы набираем номер диспетчерской службы, чтобы узнать, скоро ли включат свет. Сегодня рассказ будет именно об этой службе, которая не только отвечает за надёжное и бесперебойное электроснабжение в Гатчине и районе, но и первая берётся за ликвидацию аварийных ситуаций в электросетях. Это – оперативно-диспетчерская служба Южных электросетей АО «ЛОЭСК». Возглавляет службу Леонид Евгеньевич Синявский.

- Расскажите нашим читателям об особенностях работы диспетчерской службы.

— Оперативно-диспетчерская служба – одна из главных служб любого предприятия энергетики. Это круглосуточная служба со сменным графиком работы. И в этом главная особенность – далеко не каждый человек способен выдержать 12 часов непрерывной оперативной работы в ночную или дневную смену. Это непросто в физическом и психологическом смысле. К тому же к квалификации сотрудников диспетчерских служб предъявляются очень высокие требования. На диспетчере лежит большая ответственность за принятие быстрых и правильных решений.

Не уменьшая ответственность лежит и на электромонтёрах оперативно-выездных бригад. Они должны обладать глубокими и обширными знаниями электрооборудования, понимать саму физику процессов в сетях. Это обычным ремонтникам достаточно ориентироваться в специфике своей области, в зоне ответственности своего участка. Электромонтер же оперативновыездной бригады должен знать все сети 0,4 кВ и 6-10 кВ, разбираться в устройстве электрооборудования кабельных сетей, воздушных линий и трансформаторных подстанций.

- Чем, какими событиями и делами наполнен рабочий день в оперативно-диспетчерской службе?

— Обычный рабочий день диспетчера – это оперативное управление электрическими сетями поселкового и городского районов, обеспечение бесперебойного и качественного энергоснабжения потребителей, осуществление постоянного контроля режимов работы оборудования, прием и систематизация заявок на вывод из работы оборудования или отключение отдельных потребителей, а также приём заявок от потребителей.

Электромонтеры оперативно-выездной бригады, как понятно из самого названия, работают на выездах. Именно они выполняют оперативное обслуживание распределительных сетей под руководством диспетчера, производят оперативные переключения для вывода в ремонт оборудования и при ликвидации аварий и повреждений, производят осмотры электрооборудования, выявляют дефекты, определяют места повреждений, а также устраняют мелкие дефекты, производят небольшой ремонт и допуск к работам в электроустановках ремонтного персонала.

Огромное значение в работе уделяется вопросам безопасности. Ремонтная бригада не может просто попасть в помещения подстанции и тут же приступить к работам. Сначала электромонтеры оперативновыездной бригады должны подготовить рабочее место: открыть подстанцию, провести её осмотр, выполнить необходимые отключения, переключения, вывесить плакаты и знаки безопасности, оградить оставшиеся под напряжением части электроустановок для безопасной работы бригады, провести инструктаж, и только после этого ремонтная бригада приступит к работе!

- Требования жесткие, и ответственность высокая…

— При высоком уровне стресса. В обычную смену диспетчер принимает до двух тысяч звонков, причем не самых спокойных в эмоциональном плане со стороны потребителей. Если происходят аварийные отключения, то количество обращений увеличивается чуть ли не на порядок! При этом диспетчер должен оставаться спокойным, вежливым и корректным, параллельно с этим принимать решения, отдавать распоряжения по устранению аварийной ситуации оперативно-выездной бригаде и осуществлять координацию всех работающих бригад.

Плановые отключения, казалось бы, проводятся нами для устранения неполадок, в профилактических целях. Всё во благо потребителей. Тем более мы заранее предупреждаем об отключениях. Но всё равно в ряде случаев жители не хотят понимать, что сегодняшние два-три часа без электричества необходимы и потребителям, и энергетикам. Это лишь временное неудобство – минимальная плата, позволяющая избежать аварийных отключений и долгосрочных ремонтных работ в дальнейшем.

Работа оперативно-диспетчерской службы – это, в первую очередь, работа с источником повышенной опасности. Это сложно и по-настоящему серьезно, так как наша работа ошибок и промахов не прощает. Самоконтроль, самодисциплина и ответственность за результат – вот чем руководствуется каждый специалист ОДС.

Не каждый может нести такой груз ответственности: за качественное электроснабжение города и района, за безопасность и жизнь людей. Быть энергетиком, а тем более, сотрудником оперативно-диспетчерской службы – это призвание.

- Леонид Евгеньевич, спасибо за обстоятельный рассказ. Пользуясь случаем, поздравляем вас и всех сотрудников Южного филиала с приближающимся юбилеем Гатчинских городских электрических сетей. 135 лет – серьезная дата. Удачи вам и безаварийной работы!