ЦВЕТА РАДОСТИ ТАТЬЯНЫ ТКАЧЕНКО

В Музее истории города Гатчины прошла выставка «Радость красок» гатчинской художницы Татьяны Ткаченко (батик, живопись, графика). «Изюминкой» экспозиции стали работы ее учеников.

Творческие люди, как правило, обладают беспокойной, ищущей натурой, сидеть на месте они не любят. Вот и Татьяна Ткаченко в прошлом году отправилась в Приволжье – на пленэр, собравший десять женщин-художниц из разных уголков России. Местом проведения пленэра стала старинная деревня Пандиково, известная тем, что в ней в свое время бывал Емельян Пугачев. Само по себе это уже казалось интересным, да и места там красивейшие – Пандиково раскинулось на берегу реки Суры, впадающей в Волгу. Река, деревенский быт, старые церкви, пшеничные и ромашковые поля – все это в виде эскизов легло на бумагу, чтобы потом, после пленэра, обрести новую форму жизни – в акварели, масле, пастели и, конечно же, на шелковой ткани, излюбленном материале Татьяны Ткаченко.

После участия в художественной выставке «Мир глазами женщины», состоявшейся в Пандиково и в Чебоксарах, родном городе Татьяны Ткаченко, ее работы вернулись в Гатчину, чтобы попасть на очередную – уже нашу – выставку. Вобравшие в себя все краски поволжского лета, они внесли неожиданную нотку в неяркий северо-западный колорит. Особый интерес вызвали работы по ткани. Виртуозно выписанные, они напоминают акварель, преображенную мягким свечением шелковой основы. «Мне нравится, как ведет себя ткань, взаимодействуя с красками, – признается художница. – Это близко к акварели, которую я тоже очень люблю».

На выставке можно было полюбоваться и «акварельными» костюмами, изготовленными Татьяной Ткаченко, – бирюзово-зеленой туникой, выполненной в стилистике морского дна, туникой в фиолетовых тонах. Татьяна Ткаченко – член Товарищества гатчинских художников, признанный авторитет среди мастеров росписи по ткани. Вот уже несколько лет она является художником по тканям театра костюма «Катюша», руководит студией росписи «Волшебные краски» в ЦТЮ. Татьяна Петровна – дипломант Всероссийского конкурса «Мастер Золотые руки» (1997-2003), победитель Всероссийской олимпиады профессионального мастерства (2006). И все же основным ее занятием стала педагогическая деятельность – Татьяна Ткаченко вот уже с 1992 года преподает роспись по ткани в бывшем Лицее моды (сейчас это отделение декоративно-прикладного искусства и народных промыслов технологического факультета ГИЭФПТ).

Работы учеников – предмет особой гордости Татьяны Ткаченко. На выставке представлены лучшие из них – это росписи по ткани на заданную тематику, абстрактные и даже философские работы. Стоит заметить, что они почти не уступают произведениям профессиональных дизайнеров. Может быть, потому, что у Татьяны Ткаченко особый подход к своей работе. По ее мнению, научиться рисовать и освоить какую-либо технику может всякий. Но основная задача педагога заключается в том, чтобы научить детей мыслить творчески.

«К сожалению, люди не приучены творить, – говорит Татьяна Петровна. – Современное образование к этому мало располагает. Упор в школе делается на точные науки, и очень часто дети, не проявляющие склонности к таким предметам, оказываются в подвешенном состоянии. По словам Татьяны Ткаченко, большинство детей, которые приходят учиться к ней, не обладают начальным художественным образованием; порой у них даже нет опыта обучения в студиях. Но практически все они начинают творить! «Если человек хочет учиться, я ему обязательно помогу», – уверяет она. Ее ученики начинают развиваться творчески и удивлять других. Дети перестают чувствовать себя ущемленными, поскольку у них появляется сфера, где они могут проявить себя.

«Чем бы ни занимался человек после окончания нашего отделения, он везде сможет приложить свои творческие навыки, привычку мыслить в творческом ключе, – уверена Татьяна Ткаченко. – С другой стороны, наши выпускники могут и дальше получать образование в сфере дизайна». «Если ты можешь найти мгновения для творчества – ты пребываешь в гармонии, – продолжает она. – Умением творить человеку дается возможность выжить». Последнюю фразу можно понимать двояко: с одной стороны, пренебрегая своей творческой составляющей, человеческая душа со временем высыхает и кукожится. С другой – прикладное искусство всегда дает мастеру возможность процветать в материальном смысле. Татьяна Ткаченко ориентирует своих учеников в первую очередь на самостоятельную работу – спрос на оригинальные изделия ручной работы среди настоящих ценителей всегда был и будет высок.

Юлия ЛЫСАНЮК