голандские сады

В Гатчинском музее-заповеднике торжественно открылся летний парковый сезон. Под звуки военного духового оркестра «под сенью Голландских садов» явился сам «император Павел I с супругою», а во время праздничного гуляния посетителей сопровождали «фрейлины Императорского двора».

Главным событием нового паркового сезона стало открытие Голландских садов: на постаменты вернулись скульптуры Амазонки, Юного Марса, Сатира и Афины. Правда, в виде копий – оригиналы из каррарского мрамора, привезенные в Гатчинский парк во времена Павла I, хранятся во дворце. Судьба этих скульптур сложилась трудно. С XIX века все они располагались в Голландских садах – верхнем и нижнем. Скульптуры не были украдены фашистами, но война оставила на них глубокие раны, а затем советские и российские вандалы довели их до ужасного состояния. Сначала три скульптуры из четырех были помещены в хранилище музея. Когда же 18 мая 2001 года, в Международный день музеев, с постамента сбросили Юного Марса (он раскололся на несколько частей), в закрытые фонды была перенесена и эта последняя скульптура сада.

Несколько лет в праздничные дни опустевшие постаменты украшали вазонами. И вот, наконец, этой весной закончилась реставрация подлинников (их разместили у Парадной лестницы дворца), а также изготовление копий, которые теперь украшают Голландские сады. Кстати, копии исторических скульптур созданы по такой же технологии, что и в Летнем саду. К сожалению, они тоже не дают покоя вандалам. 27 мая скульптуру Амазонки опять разрисовали. Ее едва отчистили к открытию сезона.

И вот теперь Голландские сады снова радуют глаз скульптурами, а музейщики терпеливо и ненавязчиво продолжают вести воспитательную работу с посетителями. Причем, с их юных лет. В день открытия сезона в садах устроили детский конкурс рисунка «Моя сказка о волшебном саде», а заодно подвели итоги еще одного детского творческого состязания «Я творю Сатира». Тогда же открылась выставка «Реставрация и возвращение скульптуры», на которой представлены фотографии, иллюстрирующие кропотливый процесс воссоздания утраченных деталей и изготовления копий парковой скульптуры Голландских садов. С 1 июня экспозиция развернута в Собственном садике.

Музей объединил друзей

Музей-заповедник «Гатчина» ежегодно пополняется новыми экспонатами. Е.В. Гладкова рассказала, что при помощи не столь давно организованного Клуба друзей музея удалось осуществить закупку картины, которая иллюстрирует историю Мальтийского ордена и ныне экспонируется в Приоратском дворце. В ближайшее время в Гатчину поступят 33 любительских фотографии, сделанные членами императорской семьи и вывезенные из Гатчинского дворца во время оккупации. Вдова немецкого солдата выставила фотографии на швейцарском аукционе, благодаря усилиям МИДа и Министерства культуры России они вернутся в Гатчину. Еще один гражданин Германии готов передать живописный портрет дочери Александра III – великой княгини Ольги Александровны. Из Германии также вернется икона, подаренная супруге Александра III Марии Федоровне. Пока не удается найти юридическое решение – как вернуть во дворец мебель из Кухонного корпуса, которую в двадцатые годы прошлого века выдали в качестве зарплаты. Сейчас мебель находится в московской квартире – у потомков одного из этих людей.

Реставрационные работы во дворце и в парке продолжаются. Как рассказала директор музея-заповедника «Гатчина» Е.В. Гладкова, в этом году закончится реставрация Греческой галереи дворца. «Галерея соединяет парадные залы дворца Павла I и комнаты Александра III – ее открытие позволит создать большой экскурсионный маршрут без пересечения туристических потоков, – сказала Елена Владимировна. – Продолжится реставрация Мраморной лестницы Арсенального каре, ведущей к комнатам Александра III, и начнется реставрация двора Арсенального каре». Во времена правления Александра III парадный вход во дворец был не со стороны плаца перед зданием, а именно со двора Арсенального каре. В этом году ГМЗ «Гатчина» сможет отреставрировать только один фасад – все упирается в финансирование. «Средства в последние годы поступают в музей регулярно и без перебоев, нам грех жаловаться», – поясняет директор. На год выделено 200 млн. рублей, но Елена Владимировна говорит, что объем реставрации настолько велик, что музей в силах освоить сумму в три раза больше. И даже при таких темпах реставрация дворца и парка будет длиться еще долгие годы, поэтому музейщики вынуждены расставлять приоритеты. Первыми реставрируются те объекты, которые являются «лицом» дворца. Оттого, к примеру, павильон Птичник, который находится в стороне от основных туристических потоков, в ближайшие планы реставрации не попадет. Отдельным пунктом в реставрационных планах идет плац перед дворцом площадью один гектар. Во время дождей он весь покрывается лужами, поскольку система осушения не работает.

В этом году заключен договор на реставрацию павильона Дворцовой Фермы в парке «Сильвия». Реставрация начнется через два года, а полностью музейный комплекс будет открыт не раньше 2020 года. Пока в купольном зале развернута временная экспозиция, на которой представлены предметы быта царского времени и старые фотографии. На них можно увидеть, какой была Дворцовая ферма, совмещавшая в себе богатый усадебный дом и настоящую ферму с коровами, козами, овцами, хлебопекарней и сырным заводиком.

Как отметила заведующая отделом «Сильвия» Гатчинского музея-заповедника Тамара Паршкова, комплекс Дворцовой фермы планируется возродить не в императорских объемах, но 2-3 коровы будут. В мае музею-заповеднику уже подарили двухмесячную козочку. Новая экспозиция Дворцовой фермы вошла в программу игры-экскурсии «Мы идем в поход».

голандские сады2Одним из основных объектов реставрации директор музея назвала Адмиралтейство. В этом году будет заказана предпроектная документация музейного объекта. Рассматривается несколько вариантов реконструкции Адмиралтейства и его использования. По одному из них планируется, сохранив остатки здания, построить новое из современных материалов, в частности, стекла. «То есть мы хотим не воссоздавать сарай для хранения лодок, – пояснила Е.В. Гладкова. – Это будет место для творческих занятий с детьми».

Пока каменные столбы Адмиралтейства служат для временных выставок. Сейчас здесь развернута ретро-фотовыставка «Гатчинский парк в семейном альбоме». На экспозиции представлены более 60 фотографий дореволюционных, предвоенных и послевоенных лет из фондов музея и личных архивов горожан. Самые уникальные снимки Гатчинского дворца и парка, по словам организаторов конкурса, относятся к периоду: от революции – до войны. Их очень мало, поэтому каждый – уже находка. Снимок, как документ, может помочь воссоздать картину прошлого, снять спорные моменты во время реставрации.

Проведению выставки предшествовал ретро-фотоконкурс, организованный Гатчинским музеем. С октября по май гатчинцы прислали около 40 фотографий, сделанных на территории музея-заповедника, из них 20 участвовали в конкурсе. Самые редкие и интересные были выбраны для показа на выставке. Победителем конкурса стал Е.Н.Курганский, представивший фотографию 1939-1940 годов из семейного архива, на которой рядом с пушкой сфотографированы молодые люди на площади дворца, а за ними хорошо видна Екатеринвердерская башня и еще одна, ныне несуществующая. На торжественной церемонии в день открытия выставки Евгению Николаевичу был вручен главный приз ретро-фотоконкурса – цифровая фотокамера.

Татьяна МОЖАЕВА

Фото Владислава ТОЛЧИНА