ретро2 мая в Гатчине прошел первый Фестиваль ретро-техники и любителей военной истории. На целый день наш город погрузился в «пороховые сороковые»: по улицам курсировали автомобили военных лет, а в Приоратском парке шли последние сражения весны 1945 года.

Организатором редкого зрелища выступил военно-исторический клуб «Красногвардейск» Гатчинского Дворца молодежи (директор Ю.И. Назаров). Участниками ретро-пробега стали автомобилисты-любители Гатчины и Санкт-Петербурга, члены Международного клуба любителей ретро-автомобилей «Авторитет» и артисты петербургского театра «Маска» во главе с режиссером Сергеем Овсянниковым.

Фестиваль, посвященный Дню Победы, начался возле здания городской администрации, где с утра припарковались машины, которые можно увидеть разве что в музеях и исторических кинофильмах. Впрочем, музейными экспонатами эти автомобили назвать трудно – все они находятся в прекрасном рабочем состоянии.

У каждой из машин – долгая, полная событий история. Черный ГАЗ М-1, или «эмка», 1936 года выпуска, возил первого секретаря райкома партии Устюженского района Вологодской области. Еще одна «эмка» раскрашена в яркие цвета, ее главный пассажир – большой плюшевый медведь – вызвал особый интерес у самых маленьких зрителей. Два американских «виллиса» прибыли в Россию из Нидерландов. Флаги, развевающиеся над ними, представляют государства, через которые «пробегали» эти машины – Америка, Канада, Германия, Нидерланды. Совсем юными по сравнению с авто-«аксакалами» выглядели сияющие лаковым покрытием зеленый «Москвич» и шикарная серая «Волга» родом из 1960-х. Ретро-автомобили – не только предметы законной гордости их владельцев, но и в определенном смысле «плоды» их любви. Учитывая возраст этих машин, некоторые собраны мастерами практически с нуля.

Гатчинец Алексей Ермолаев, владелец черного ГАЗ-69, – частый участник ретро-пробегов и военно-исторических реконструкций. Он работает водителем автобуса-«сотки», а в свободное время занимается восстановлением старинных машин. «Этот автомобиль был выпущен в 1958 году, – рассказывает он. – Я вытащил его буквально из металлолома и полностью, до последней гайки, собрал. На восстановление ушло два с половиной года. Сейчас на очереди еще несколько «Волг» и BMW 1930-х годов. Жаль, что времени на все не хватает».

Машины, участвующие в ретро-пробеге, проехали по улицам города, к полудню добравшись до Приоратского парка. Здесь, на верхней поляне у Приоратского замка, прошла официальная часть фестиваля, завершившаяся масштабной военно-исторической реконструкцией «Весна 1945-го года». Необычный фестиваль собрал сотни гатчинцев, которые под звуки духового оркестра и дразнящие запахи полевой кухни активно снимались на фоне раритетных автомобилей, беседовали с участниками реконструкции и ждали кульминации праздника.

После небольшого митинга в честь Дня Победы и импровизированного концерта с участием гатчинских артистов «боевые действия» начались. Бойцы нескольких военно-исторических клубов Гатчины и Петербурга воссоздали панораму сражений, показавшую последние дни нацистской Германии. Советские бойцы и американские союзники на «виллисах» с одной стороны, солдаты вермахта и испанцы из «Голубой дивизии» на другой – исход этих боев был предрешен задолго до 2 мая 1945 года. И все же враг ожесточенно сопротивлялся, проливая реки своей и чужой крови.

Со взятием немецких позиций одна из самых жутких мировых драм середины ХХ века, разыгранная несколькими десятками реконструкторов, завершилась. Смолкают выстрелы, решается судьба пленных, звучит победный салют. Расходятся мирные жители, к коим, к счастью, относимся и все мы. Мы уходим и уносим с собой стреляные гильзы, фотоснимки на память и новые мысли о старой войне, которую забывать нельзя.

Юлия ЛЫСАНЮК

Фото Владислава ТОЛЧИНА