зов небаВ среду, 23 июля, группа воспитанников Войсковицкого центра культуры и спорта посетила аэродром «Сиворицы» — познакомиться с небом и полюбоваться на прыжки спортсменов. Повод замечательный: 26 июля – День парашютиста, который, пусть и неофициально, отмечают во всей России.

История праздника такова: в этот день, 26 июля 1930 года, группа советских летчиков-парашютистов впервые совершила серию прыжков с самолетов. Прыгали смельчаки с парашютами конструкции русского изобретателя Котельникова, запатентовавшего самый первый в мире ранцевый парашют в 1911 году. Однако сама идея – прыгнуть как можно удачнее из как можно более высокой точки пространства – стара как мир (вспомним того же Икара). И прыгали – с крыш, деревьев, высоких обрывов, используя приспособления, похожие на зонтики. Прыжки чаще всего заканчивались трагично…

Только в 1483 году появился эскиз парашюта, очень похожего на современный. Автором этого проекта стал, конечно же, гениальный Леонардо да Винчи. Вот как он это описал: «Если у человека есть шатер из накрахмаленного полотна шириной в 12 локтей и вышиной в 12, то он сможет бросаться с любой высоты, без опасности для себя». Интересно, что диаметр парашюта да Винчи приближается к его сегодняшним размерам.

Считается, что первым, кто «бросился» вниз с подобной конструкцией, был француз Лавен, живший в начале XVII века. Он бежал из тюрьмы, воспользовавшись парашютом, изготовленным собственноручно из сшитых простынь. Первый настоящий прыжок с парашютом совершил тоже француз – в 1797 году Андре-Жак Гарнерен прыгнул с воздушного шара, находящегося на высоте 2230 футов над Парижем.

Но перенесемся в наше время и в наши места. Парашютный спорт в России начал активно развиваться в 1930-е годы. Увлечение было повальным, тем более что едва ли не в каждом парке культуры и отдыха стояла парашютная вышка. Немало приверженцев этого спорта и сейчас — парашютные прыжки с самолетов в России исчисляются десятками тысяч. Новичками занимаются опытные мастера, на счету у каждого из которых – не менее тысячи прыжков!

…На аэродроме «Сиворицы» удивительно все: начиная от желтого моноплана у входа на «территорию неба» до куска фюзеляжа спортивного самолета, который служит символическим проходом на летное поле. Удивительны и люди, деловито готовящиеся к прыжку, как и те, кто дает им последние наставления, а потом снизу пристально наблюдает за каждым прыжком из небесной бездны.

На аэродроме очень много воздуха. И дело не в том, что это типичный «загород» — возможно, это связано с огромностью открытого пространства, из которого убрали все, что может помешать самолетам и людям. Купол неба накрывает большое летное поле, на котором густыми купинами разбросаны васильки и ромашки. Красота и высота, но к классическим полевым ароматам примешан запах бензина – как серьезность, присущая лицам последних романтиков, навсегда прикипевших к этому месту. Справа на поле рядком выстроились «рабочие лошадки» — «яки», «аны» и планеры. Чуть дальше – потрепанные временем и боями крылатые «памятники» — каждый со своей историей и воспоминаниями.

…Самолет с первой партией спортсменов отправился в небо. А пока он набирает высоту, и люди в нем готовятся к прыжку, ребят из Войсковиц ведут на летное поле, к самолетам: увидеть все своими глазами и услышать – как что работает и чем оно прекрасно.

По словам Станислава, который выполняет в этот день функции экскурсовода, «Сиворицы» — самый большой грунтовой аэродром Европы. Здесь проходят соревнования высокого уровня, чемпионаты и открытые кубки России. Ребята, приехавшие на экскурсию 23 июля, стали свидетелями подготовки спортсменов к рекорду Северо-Запада, который пройдет на этой неделе.

Пока идет экскурсия, приземляется первый спортсмен.

Наблюдать за этим упоительно – парашют, стремительно, со свистом приближающийся к земле, буквально в нескольких метрах от нее вдруг снижает скорость, и человек – плавно, почти неестественно плавно! – «присаживается» в васильки и ромашки. Разноцветные купола разносит в разные стороны огромного пространства. Ребята с волнением наблюдают за ними – вдруг кто-то потеряется, заблудится в небе? Им рассказывают, что парашюты этой системы – «Крыло» — очень послушны в управлении.

Пока парашютисты идут на второй прыжок, войсковицкие мальчишки ищут того, кто мог бы им рассказать, как попасть в небо с ранцем за спиной. Такой человек находится, но прежде, чем подробно рассказать, что именно им нужно сделать, он долго смотрит в небо, в котором хрупкие человеческие фигурки под яркими «зонтиками» храбро сражаются с упрямой стихией.

Юлия ЛЫСАНЮК

Фото Владислава ТОЛЧИНА