водители

5-го ноября 2013 года вступили в действие поправки в закон «О безопасности дорожного движения», важные для многих водителей, а также для тех, кто только собирается сесть за руль. Напомним, что этими поправками вводятся новые категории в водительские удостоверения, а также подкатегории. Помимо привычных «А», «В», «С», «D», «ВЕ», «СЕ», «DE», появилась категория «М» – мопеды и скутеры. Подростки смогут на законных основаниях сесть за руль мопеда только с 16 лет после прохождения обучения в автошколе и сдачи экзамена в ГИБДД.

Закон также вводит подкатегории, например, «А1» – легкие мотоциклы с объемом двигателя до 125 см3, «В1» – квадроциклы и трициклы, «С1» – грузовики до 7,5 тонн, «D1» — автобусы до 16 мест. Также появляются и такие подкатегории, как «С1Е» и «D1Е». Они дают возможность управлять автомобилем соответствующих категорий с прицепами.

Введены эти новшества, чтобы упростить процесс подготовки водителей и сдачи экзаменов в ГИБДД. Зачем водителю, который собирается управлять только пикапом, например, «Toyota Tundra», изучать требования для самосвалов? Достаточно пройти облегченную программу и сдать экзамен на категорию «С1».

Для еще большего облегчения участи кандидата в водители поправками в этот же закон введена возможность обучаться и сдавать экзамен на автомобиле с автоматической коробкой передач. В дальнейшем данные водители смогут управлять автомобилями только с такой трансмиссией. Для этого в правах в графе «ограничения» будет ставиться отметка «АТ». Те же, кто обучался и сдавал экзамен на автомобиле с механической трансмиссией, смогут управлять машиной с любой коробкой передач.

Примечательно, что в законе прямо запрещена самоподготовка водителей. Теперь сдать экзамен на права можно только после прохождения соответствующего курса обучения в учебном заведении с соответствующей лицензией. А в ГИБДД перед экзаменом потребуется предъявить свидетельство о профессии водителя, изготовленное на бланке, защищенном от подделок, которое выдаст автошкола.

По материалам «Российской газеты», Федеральный выпуск No6224 (248) http://www.rg.ru/2013/11/05/moped.html

В средствах массовой информации не раз отмечалось, что автошколы испытывают некоторую растерянность перед новыми требованиями. Есть опасение, что далеко не все организации, которые до сих пор готовили водителей автотранспорта, смогут доказать свое «служебное соответствие» и остаться на плаву. Как обстоит дело в Гатчине, мы поинтересовались в одной из старейших школ Северо-Западного региона – Гатчинской автошколе ДОСААФ России, которой недавно исполнилось 56 лет.

— Наша автошкола – именно школа (прошу не путать с курсами подготовки водителей), так как мы готовим водителей транспортных средств всех категорий и специалистов для Вооруженных Сил РФ – по заказу Министерства обороны, – рассказывает начальник автошколы ДОСААФ Дмитрий Владимирович Шустов. – Именно поэтому изменения законодательства мы встретили во всеоружии: подготовлены новые учебные программы, а учебно-материальная база, кадры и учебная площадка соответствуют изменениям и сейчас.

- Это не автоматизированный автодром, экзамены на котором – согласно поправкам в закон – приравниваются к экзаменам в МРЭО?

— Нет, это именно учебная площадка (на Аэродроме), которая полностью соответствует всем требованиям: там нанесена разметка, установлены стойки, есть стационарная эстакада. Автоматизированный автодром нам пока не по средствам, именно поэтому по максимуму оборудована учебная площадка, но, как показывает практика никакой автодром не заменит вождение в реальных городских условиях.

- То, что запретили сдавать экзамен в ГАИ экстерном, автошколам, наверно, на руку?

— Это «на руку», в первую очередь, самим будущим водителям: «покатался» человек дома на компьютере, покатался на площадке, а что будет в реальных городских условиях? Опытного преподавателя по вождению никто не заменит.

- Какие требования предъявляются к современным инструкторам?

— Инструктор – это неправильно, профессии «инструктор» больше нет. В нашей школе вождению обучают мастера производственного обучения, к которым установлены обязательные требования. А именно: образование – не ниже средне-технического, стаж вождения – более трех лет, обязательно свидетельство или диплом по специальности «мастер производственного обучения», с повышением квалификации не реже, чем раз в три года.

- На каких легковых автомобилях сегодня ездят ваши ученики?

— Только на иномарках с передним приводом: Chevrolet, Ford Focus, Toyota Corola… С 2011 года мы перешли на систему работы по договору с индивидуальными предпринимателями: каждый мастер у нас – ИП со своим автомобилем, и, естественно, он заинтересован, чтобы его машина – не старше пяти лет – находилась в надлежащем техническом состоянии.

- Машины с автоматической коробкой есть?

— В ближайшее время мы, конечно, обзаведемся «автоматами», но, скорее всего, немного найдется желающих иметь ограничение в управлении автомобилем. Теперь в законодательстве четко сказано: если учился на автомобиле с автоматической трансмиссией (на «автомате»), то в водительском удостоверении будет стоять соответствующая отметка «АТ».

- А мотоциклы, грузовики, автобусы?

— Из грузовиков у нас – Hyundai, ЗИЛ-131, «Урал», КАМАЗ. Для категории «D» — автобус КАВЗ-4235 в хорошем состоянии. Из мотоциклов в нашем распоряжении пока только «легкий» – для подкатегории «А1» (по новым правилам), поэтому на повестке дня стоит приобретение более мощных мотоциклов, чтобы обучать водителей на категорию «А». Спрос есть: в этом году выпустили уже четыре группы по 30 человек.

- Скутеристов готовить будете?

— На категорию «М» – пожалуйста! Только данный вид транспорта все-таки сезонный, и, вероятнее всего, за правами на скутер к нам придут весной, но мы готовы хоть с ноября – были бы желающие.

- А много ли водителей выходит из стен автошколы ДОСААФ?

— В этом году уже выпущено 27 групп; рекорд был в позапрошлом году: 1812 человек, из них 200 – для военкомата (к слову, в лучшей автошколе Петербурга количество выпускников не доходит до полутора тысяч).

- Сейчас на категорию «В» обучаются два с половиной – три месяца. По новой программе обучение будет длиться дольше?

— Новая программа в первую очередь подразумевает цикличность обучения и вводит некоторые предметы, которых не было ранее. Теоретический курс делится на три цикла.

В первый – базовый цикл – входит только теоретическая подготовка: основы законодательства в сфере дорожного движения, психофизиологические основы деятельности водителя (этого предмета раньше не было), основы управления транспортным средством и первая помощь при дорожно-транспортном происшествии.

Второй цикл – специальный – включает в себя изучение устройства и технического обслуживания транспортных средств категории «В», основы управления транспортным средством категории «В», и вождение. И третий – профессиональный цикл – организация грузовых и пассажирских перевозок автотранспортом.

То есть, теоретический курс составит 130 часов вместо 106 ранее и предусматривает 56 часов вождения вместо 50. Оканчивается курс подготовки итоговой аттестацией. Длительность обучения увеличится, но незначительно. Новая программа важна не столько своей количественной составляющей, сколько качественной.

Кстати, что касается теоретической подготовки, то «условные» занятия по медицине и техническому устройству автомобиля – давно в прошлом. Курс первой помощи у нас читает врач-реаниматолог, а на лабораторно-практических занятиях будущие водители категории «С» учатся техобслуживанию автомобиля на настоящих – рабочих – двигателях.

- Сколько учеников вашей автошколы, в среднем, сдают экзамен в ГАИ с первого раза?

— Не менее 60%.

…Заместитель начальника по учебно-воспитательной работе Александр Сокольников провел экскурсию по автошколе. Учебные классы впечатляют: ряды парт с реальными двигателями, полностью рабочая «начинка» легкового автомобиля – можно покрутить ручку, выжать педаль сцепления и воочию увидеть, как это все работает. На стенах – красочные стенды с деталями автомобиля, иллюстрациями правил и дорожных ситуаций. Все это великолепие – а также прекрасное техническое состояние наглядных пособий – заслуга Олега Петровича Дудина, старшего мастера производственного обучения. Есть и автостимулятор – компьютерный тренажер для начинающих; его главные «клиенты» — 11-классники.

В автошколе есть компьютерный класс – с новыми ноутбуками на партах, – в котором, к сожалению, пока не проводится обучение, поскольку не завершен ремонт. Потому что ремонт этого старинного здания, где жил некогда летчик-герой Валерий Чкалов, затянулся в силу традиционных причин. Обучение же по новым стандартам автошкола ДОСААФ начнет с ноября. Программа готова – осталось утрясти некоторые технические моменты.

Екатерина ДЗЮБА