«ВОЙНА И МИР» АНДРЕЯ КОРОЛЬЧУКА

29 апреля в гатчинском Центре информационных технологий открылась выставка работ художника Андрея Корольчука, посвященная двум вечно актуальным темам – войне и миру. Черно-белые «военные» тона экспозиции, контрастируя с яркими цветными образами мирной жизни, лучше всяких слов взывают к нашей памяти – мы не имеем права забывать о тех, кто принял на себя страшную тяжесть военных лет.

Первая часть экспозиции – «Письма войны» – представляет собой цикл литографий для дипломной работы Андрея Корольчука как выпускника Академии художеств (1987 год). Военные письма – особая тема, глубину которой автор попытался раскрыть доступным ему на тот момент художественным языком.

В них все – боль поражений, изматывающая усталость военных будней, страх за близких, бесконечная любовь и горечь измен. В них – долгое, терпеливое ожидание встречи и понимание того, что она может не случиться. В литографиях Корольчука – ветер войны, ее пыльные дороги и тревожный гул набата. Лица и руки людей – взрослых и детей, смерть, усталость и пот. И еще – яркие сполохи салюта Победы над ликующей черной Москвой…

Возможно, именно этот салют, хоть и выполненный в тех же черно-белых тонах, но эмоционально нам абсолютно понятный, становится тонким мостиком в мир совсем других цветов – в мир торжествующей, бесконечной (ибо длящейся в поколениях) жизни.

По второй части экспозиции можно проследить 25-летний творческий путь, который художник прошел от студенческой скамьи до наших дней.

Пытаясь проследовать за автором в его поисках собственного языка, мы словно отталкиваемся от темного дна войны и вырываемся в мир, полный света и любви. Первое впечатление от такого погружения — удивительная работа с цветом. По словам Корольчука, именно выразительность цвета показывает, насколько художник владеет своим мастерством. «В живописи цвет, который не звучит, — грязь!» — вот одна из его фраз, которая звучит одновременно как афоризм и как наставление для ученика. Но цвет должен быть естественно и прочно связан с пространством и формой. «Только в этом триединстве рождается настоящее произведение» — уверен художник.

В том, что касается формы, в работах Андрея Корольчука звучат абстрактные мотивы – в период своего становления как художника он во многом опирался на творчество П. Филонова и В. Стерлигова. Вдохновляясь работами этих мастеров, художник изучал древнерусское и восточное искусство. Постепенный отход от реалистичности дал удивительные результаты – в работах Корольчука нет «портретного» сходства с натурой, зато есть глубина и поэзия образов. А зритель получает при этом бесценную возможность погружаться в эти образы, «додумывать» их, выстраивая свои ассоциации.

Но жизнерадостное и ликующее восприятие мира – лишь одна сторона этой «светлой» части выставки. Третье ее измерение – мир как географическое понятие, мир глазами художника-путешественника. И здесь тоже сквозит эта свойственная автору радость познания мира уже как бы извне – Запад и Восток, зеленые Елисейские поля и желтый Китай, гондолы и дворцы Венеции и аккуратные домики Германии…

Творчество Андрея Корольчука обладает еще одним редким свойством – оно имеет свое звучание. В его «военных» работах можно «услышать» шорох дождя и гул колокола, выстрелы и молитву; в «мирных» – пение птиц, шелест весенней листвы и любовный шепот. И оттого, наверное, совсем не удивительным покажется и тот факт, что Андрей Корольчук – художник не простой, а поющий. На открытие выставки он пришел с гитарой и, совсем как в старые добрые времена, гости вернисажа с удовольствием подпевали ему хорошо знакомое из Окуджавы, Высоцкого, Митяева.

Выставка Андрея Корольчука «Война и мир» продлится до 30 мая. Центр информационных технологий расположен по адресу: г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 19.

Юлия ЛЫСАНЮК