АнсамблистВ Детской музыкальной школе им. М.М. Ипполитова-Иванова сегодня работают 55 бывших выпускников. Татьяна Васильевна Тулаева не покидала родную школу практически с детства. Она много лет работала концертмейстером в классах скрипки и духовых инструментов. Не однажды ей присуждали звания «Лучший концертмейстер» конкурсов «Юные дарования» и фортепианного конкурса им. Г. Свиридова. В 2009 году министром культуры РФ А. А. Авдеевым Татьяне Васильевне была объявлена благодарность за большой вклад в развитие культуры.

С каждым годом растет популярность гатчинского музыкального конкурса «Юный ансамблист». Завтра Детская музыкальная школа им. М. М. Ипполитова-Иванова вновь будет принимать у себя юных исполнителей. Мы беседуем с заведующей классом ансамбля и аккомпанемента школы Татьяной Васильевной Тулаевой о том, почему к нам съезжаются участники со всех регионов Северо-Запада, и что дает талантливой молодежи игра в ансамбле.

- Татьяна Васильевна, кому принадлежит идея создания конкурса?

— История конкурса «Юный ансамблист» началась в 2001 году, а идея его создания принадлежит педагогам фортепианного отдела, который возглавляет Заслуженный работник культуры РФ Инна Романовна Лаврова. Имея большой практический опыт в музыкальном и пианистическом развитии детей, педагоги увидели его необходимость. В 2001 году на базе нашей школы был проведен 1-ый районный конкурс по двум номинациям -«ансамбль» и «аккомпанемент». Почему это было нужно? Конечно, совместным музицированием занимались всегда. Все выдающиеся мастера писали сочинения в этом жанре. Но многие годы этот вид работы редко использовался преподавателями. Сегодня это продиктовано объективными условиями эстетического воспитания. В ансамбле возникает негласное состязание, ведь не хочется юному музыканту скомпрометировать себя перед другим. А это и есть стимул к основательной и более организованной игре. Игра в ансамбле способствует всестороннему развитию способностей ученика, расширяет его кругозор и является прекрасным средством общения.

- Тогда, что дает ученику аккомпанемент?

— Обучение аккомпанементу выполняет очень важную миссию: ученик ближе знакомится с другим инструментом. Очень трудно организовать ансамбль с любым инструментом, а особенно с певцом. Иной тип звуковедения, иная распевность, протяженность звука, вибрация. Пианист будет по-иному воспринимать и свой инструмент. И чтобы этот вид музицирования не носил эпизодический характер, организаторы конкурса ввели номинацию «аккомпанемент».

- Существует ли какая-то программа, где обобщен этот опыт, чтобы им можно было воспользоваться?

— В 2011 году И.Р. Лавровой, мною и Е.В. Лантратовой создана модифицированная программа по классу фортепианные ансамбли для 1-7 класса в детских музыкальных школах и школах искусств, выпущенная издательством «Союз художников» в Санкт-Петербурге. В ней обобщен накопленный педагогический опыт преподавателей фортепиано, способных гибко сочетать в своей работе традиции и новации.

- Поделитесь, пожалуйста, как вы выбираете учеников для игры в ансамбле?

— Выбираем по способностям и одинаковому возрасту. Наиболее способных готовим к конкурсу. Детям XXI века не хватает живого общения, они мало разговаривают друг с другом. Если лет десять назад ученик ждал начала урока с книгой в руках, то теперь его видишь «уткнувшимся» либо в планшетку, либо в телефон. Еще и поэтому важна игра в ансамбле, она способствует общению друг с другом, учит слушать своего партнера.

- Любой конкурс — это ведь тяжелое испытание для юного музыканта. Как вы с этим справляетесь?

— Не считаю, что конкурсы идеальный вид работы. Вложив много сил, можно остаться незамеченным. Конкурсы часто сопровождаются слезами. Готовя ребенка к конкурсу, я говорю ему, чтобы он сыграл достойно, защищая честь школы, а не думал, какое займет место. К любому публичному выступлению, а тем более к конкурсу, обязательно нужна психологическая подготовка.

- Татьяна Васильевна, вы — выпускница этой музыкальной школы. Когда сюда поступали, каким был конкурс на место?

— Я пришла в класс фортепиано в 1961 году, конкурс на место был 100 человек. Моим преподавателем стал Лев Павлович Беженцев (во время Великой Отечественной войны он был аккомпаниатором Клавдии Шульженко). Лев Павлович играл на многих инструментах и руководил симфоническим оркестром в школе.

- В этом году исполняется 40 лет вашей преподавательской работе в школе. Ваш совет молодым родителям, зачем нужно учить ребенка музыке?

— Музыкальные занятия воспитывают у ребенка волю и дисциплину. В детстве ребенок должен «пройти» множество увлечений — рисование, пение, танцы, и через некоторое время будет понятно, какие способности в нем преобладают. Известно, что музыка развивает математические способности. Кто занимается музыкой, быстрее делает успехи в изучении иностранных языков и лучше говорит.

- Ваше преподавательское кредо?

— Не сержусь, когда ученик делает ошибки. Огорчаюсь, когда он не старается, потому что тогда не могу его ничему научить.

Зинаида СКОРНЯКОВА