«ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА – ПОДРУГА НАВСЕГДА, ДОРОГ НА СВЕТЕ МНОГО, ЖЕЛЕЗНАЯ – ОДНА…»

4 АВГУСТА — ДЕНЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКА

Обещанные виадуки, разбитые переезды и, как следствие, часовые пробки – все, что связывает железнодорожные и автотранспортные артерии, в последние годы вызывает массу негатива. Обойдем стороной перекресток интересов тех, от кого зависит создание нормальных условий для жизни. Завтра — День железнодорожника. Мы поздравляем с профессиональным праздником людей, выполняющих свою работу честно и добросовестно.

Первый профессиональный

День железнодорожника – первый профессиональный праздник в России. Он был учрежден еще в 1896 году и приурочен ко дню рождения императора Николая I, начавшего строительство железных дорог в России.

Праздновался День железнодорожника ежегодно 25 июня вплоть до 1917 года. В этот день железнодорожники отдыхали, а вечером, как правило, в зале Павловского вокзала Царскосельской железной дороги устраивался торжественный прием с концертом.

После 1917 года праздник был забыт почти на двадцать лет. Традиция чествовать железнодорожников возродилась в нашей стране лишь в 1936 году. А связано это было с тем, что в 1935 году впервые за много лет был перевыполнен план перевозок. В конце июля в Москве собрались передовики и руководители производств, 56 из них получили ордена. Тогда ряд дорог обратился к правительству с просьбой отмечать ежегодно трудовые успехи.

Постановлением Правительства от 28 июля 1936 года был установлен день профессионального праздника железнодорожников 30 июля. Позднее его празднование перенесли на первый выходной день августа. В 2013 году он выпадает на 4 августа.

День железнодорожника в Гатчине

С самого зарождения праздника он отмечался с размахом. Причем, не только в столицах. День железнодорожника в Гатчине всегда был городским событием. В этот день все железнодорожные работники отдыхали, в железнодорожных клубах проходили торжественные собрания и благодарственные концерты, а в городском парке — народное гуляние. Детям железнодорожников выдавали специальные талончики, по которым можно было бесплатно посетить парк аттракционов, покататься на лодке по Белому озеру или сходить в кино.

Повсюду был аншлаг. И это не удивительно. Гатчина – крупный железнодорожный узел, и все, так или иначе, связано с железной дорогой. Только в моей семье пять человек именовались «гатчинскими железнодорожниками». Дедушка – Почетный железнодорожник, машинист-паровозник, награжденный за рекордные показатели орденом Ленина. Мама и ее сестра работали на электротехническом заводе, выпускавшем железнодорожное оборудование. Другая тетушка вела счет грузам в конторе на станции Гатчина-Товарная. А брат после школы окончил Петербургский железнодорожный техникум. Приходилось и мне в начале 80-х в качестве участника «добровольного» субботника почистить сугробы на железнодорожных путях. Ох, нелегок труд путейца!

Тогда, мне казалось, железнодорожники были всюду: родители моих друзей, одноклассников, а потом и коллег по работе. У нас была лучшая поликлиника и больница, а в ней соответственно лучшие врачи. Мы ездили в бесплатные санатории на Черное море и детские лагеря на берегу Финского залива. Была железнодорожная школа, железнодорожные детские сады…И всеми этими социальными благами пользовались и управленцы, и простые рабочие.

Газетной строкой

После перестройки, разделившей не только страну, о таком масштабном событии можно только вспоминать. Свою роль сыграла и череда реорганизаций на железной дороге. Сместились акценты: начальство сконцентрировалось в Петербурге, от локомотивного депо на станции Товарная осталось практически одно название. Уходят в прошлое имена героев войны и трудового фронта. Уходит целая эпоха. Ее следы остались на страницах «Гатчинской правды», уже более 82 лет ведущей летопись города. За короткими сухими газетными строчками корреспондентов 30-50-х годов – радость за земляков и гордость за свою страну. «На станцию Балтийская-пассажирская прибыл первый пробный электропоезд. Он идет быстрее, чем пассажирский состав на паровозной тяге, нет дыма, нет копоти…» — 8 июля 1937 г.

«Первый поезд Ленинград-Гатчина-Волосово привела паровозная бригада машиниста Самсонова, который 18 лет проработал на Гатчинском железнодорожном узле…» — 10 февраля 1944 г.

«С 28 мая в черте нашего города введен в строй остановочный пункт Татьянино. Он находится на том месте, где был до войны. Здесь построен павильон…» — 1 июня 1949 г.

«Коммунисты-машинисты депо Гатчина-Балтийская т.т. Насонов и Болдаш возглавили замечательное движение за 500-километровый ежесуточный пробег локомотива. Это движение, начавшееся по инициативе коммунистов-одиночек, сейчас приняло массовый характер. Машинисты-коммунисты т.т. Насонов, Болдаш, В.Васильев, Кононов, Можаев, Кнут, Рудак, Малашин, Монахов и другие первыми в депо стали водить тяжеловозные поезда. Их почин горячо поддержали беспартийные паровозники» — М.Логинов, 28 мая 1950 г.

В те годы каждая новость становилась событием для жителей города.

Ленты стальных магистралей

Сейчас железнодорожное ведомство на гатчинской земле представляет Гатчинская дистанция пути (ПЧ-24). За более чем вековую историю существования хозяйство дистанции пути увеличилось, не раз менялись ее границы. Со времени ее образования 16 марта 1907 года до Великой Отечественной войны участок обслуживания дистанции пути оставался практически неизменным. По свидетельствам современников, в 1939 году дистанция пути была хорошо технически оснащена, что позволяло содержать путевое хозяйство в отличном состоянии. Во время войны путейцы ремонтируют и восстанавливают разбитые пути, строят новые, обеспечивают движение поездов к Ленинграду и фронту. Это тяжелое время стало испытанием для путевого хозяйства Гатчинского направления. На ленинградском железнодорожном узле скопилось много вагонов и паровозов.

Руководство дороги принимает решение пропускать паровозы через Гатчину до Мги, и далее на другие направления. Но на участке дистанции имелось много деревянных мостов, которые, по расчетам, не могли выдержать тяжести паровозов ФД – мощных локомотивов, в которых нуждались другие дороги, и которые было необходимо отправлять в первую очередь. Мосты и мостовики Гатчинской дистанции пути выдержали эту тяжелую нагрузку. Все паровозы ФД были отправлены из Ленинграда до начала блокады. Работники дистанции участвовали и в боевых сражениях на фронтах, в партизанских отрядах, а затем в восстановлении разрушенного хозяйства. В послевоенное время год за годом дистанция вставала на мирные рельсы, оснащалась новой техникой и материалами.

Сегодня Гатчинская дистанция пути – это современное железнодорожное предприятие. Обслуживаемое им путевое хозяйство включает в себя сотни километров главных, станционных и подъездных путей, несколько десятков железнодорожных переездов и мостов. В новых экономических условиях железная дорога старается расширять социальный пакет для своих сотрудников. Так, в прошлом году радостным событием стало окончание строительства 9-этажного дома для железнодорожников в микрорайоне Аэродром.

Труд работников путевого хозяйства по-прежнему считается у железнодорожников самым тяжелым, несмотря на оснащение современной техникой. Постоянное соседство с движущимися поездами, сложность метеоусловий, высочайшая ответственность за безопасность движения на дороге – все это определяет особые требования к работникам путевого хозяйства, и далеко не всем они по плечу. В дистанции пути остаются работать только самые преданные своей профессии люди.

«Железная дорога – это люди»

День железнодорожника-2013 проходит в год 10-летнего юбилея компании «Российские железные дороги». Корпоративные мероприятия пройдут на всех железнодорожных узлах. Каждый праздник начнется, по традиции, с награждения передовиков. В пятницу, 2 августа, в канун Дня железнодорожника, в торжественной обстановке были отмечены отличившиеся сотрудники Гатчинской дистанции пути. Почетной грамотой и денежной премией награждена дежурный по переезду 31 км «Виллози» З.А.Башучкина. Зинаида Александровна в течение года дважды предотвратила столкновения с подвижным составом. В первом случае во время ДТП у рельсов остановился грузовой КАМАЗ, во втором – легковой автомобиль. Только благодаря быстрым и четким действиям дежурного по станции, трагедии не произошло. Другой награжденный – бригадир по текущему содержанию пути С.М.Граб при обходе пути обнаружил течь из бензобака и предотвратил беду.

В День железнодорожника Гатчинская дистанция пути чествует и своих юбиляров – Почетной грамоты и денежной премии удостоены дежурный по переезду Т.Н. Осокина и ремонтник искусственных сооружений Н.А. Федоров. Всего же по итогам работы за год Благодарностей были удостоены 30 сотрудников Гатчинской дистанции пути, Почетные грамоты и денежные премии вручены 20 лучшим сотрудникам. Еще одним дополнительным подарком для награжденных стали пригласительные билеты на праздничный концерт в Юсуповский парк Санкт-Петербурга. Именно он в этом году станет центральной площадкой праздника.

Татьяна МОЖАЕВА

(При подготовке материала использована информация с сайта «РЖД»)