УРАВНЕНИЕ РЕФОРМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В Гатчинском районе продолжается обсуждение вопроса об укрупнении территорий муниципальных образований в рамках реформы местного самоуправления.

Четыре бюджета в одном — больше, чем четыре — по одному? Верно ли это неравенство? И кому от объединения поселений будет лучше? Эти вопросы решали участники «круглого стола», который состоялся в конце апреля в Войсковицкой школе искусств.

Встреча глав администраций, глав муниципальных образований и депутатов очередной четверки поселений, которым предложено объединиться – Большеколпанского, Елизаветинского, Сяськелевского и Войсковицкого, состоялась по инициативе и при участии администрации Гатчинского муниципального района. Напомним, что первыми были собраны руководители администраций и депутаты Сиверского, Дружногорского, Рождественского и Кобринского поселений. Тогда идею слияния поддержали только представители Сиверского городского поселения.

Плюсы укрупнения

Глава администрации района Е.В.Любушкина и ее заместители говорили о плюсах укрупнения, опираясь на концепцию, разработанную в правительстве Ленинградской области, и собственные расчеты. Речь не шла о том, какой конкретно поселок и в каком поселении станет административным центром нового объединения (в данном случае с населением в 27 тысяч человек). Акцент был сделан на том, что такой шаг поспособствует выравниванию бюджетов, позволит повысить инвестиционную привлекательность территории, сократить штат чиновников и создать конкурентную среду в их рядах, а также поможет оптимизировать затраты на очередных муниципальных выборах и обеспечить ряд других преимуществ. По мнению Елены Викторовны, новое территориальное объединение получит вес в глазах областной власти, поэтому средства на серьезные проекты укрупненной территории будет получать легче.

Арифметика реформы

Рассказывая о предполагаемой структуре будущего объединенного муниципального образования, Е.В. Любушкина отметила, что «все администрации, которые сейчас работают в поселениях, будут сохранены как территориальные органы управления». Предполагается, что в структуре территориальной администрации будет четыре сотрудника («наместника», как назвали их депутаты): начальник территориального отделения, землеустроитель, специалист социального сектора, специалист сектора ЖКХ, а также водитель, уборщица и пр. На уровень объединенной администрации выходят узкие специалисты, которые будут более профессионально заниматься всеми четырьмя территориями. «При укрупнении территории муниципальные служащие переходят на более высокую категорию оплаты труда, что позволит набрать квалифицированных специалистов и улучшить качество административных услуг для населения», — заявила Елена Викторовна. Сторонники объединения допускают, что на время переходного периода могут возникнуть административные сложности, но обещают, что в идеале население не должно испытать на себе негативного действия реформы.

Далее каждый руководитель администрации района по своему профилю поочередно приводил аргументы за объединение. Так, первый заместитель главы администрации района В.А. Норкин заявил, что, объединившись и аккумулировав бюджеты, поселения создадут новые точки роста для дальнейшего развития объединенной территории. Чтобы найти причины оптимизма вышестоящего руководства, представители поселений просили выступающих привести конкретные расчеты. Но цифры их не убедили. Пока не сосчитаны затраты на реорганизацию и переоформление огромного количество документации — уставной, бухгалтерской, налоговой, а также корректировку генеральных планов, схем территориального планирования и прочее, прочее.

Глава Елизаветинского поселения А.Е. Дундин заявил, что его землякам «ни тепло и ни холодно от того, что в Войсковицком поселении есть такой замечательный ДК. И это им тем меньше интересно, чем дальше они живут: в деревне Тихковицы или Жабино… В каждом поселении должны быть современные больницы, детские сады, стадионы и учреждения культуры. Это все нужно развивать на территориях, максимально приближая к человеку. С трудом представляю, как новый состав Совета депутатов объединенного муниципального образования будет решать, где строить дом — в Елизаветино, Сяськелево или Больших Колпанах. Непонятно, и за счет каких источников собираются что-то строить на территории объединенного образования. Деньги в бюджетах поселений расписаны до копейки, и даже если их объединить, свободные средства не появятся. Это можно сделать только на бумаге».

Высказался А.Е. Дундин и по поводу привлечения высококвалифицированных кадров: «Хорошим специалистам в поселениях нужно платить хорошие деньги. Раза в два больше, чем сейчас. Но тогда обещанной экономии не получится».

«Согласны дружить семьями»

«Ничего нельзя улучшить, перераспределяя те же ресурсы, — считает Глава Большеколпанского поселения О.В. Лиманкин.

— В сущности, реформа ничего не меняет. Происходит только подмена понятий и еще большее отдаление населения от власти. Людям будет труднее попасть к тому человеку, который действительно что-то решает. Количество депрессивных поселений уменьшится на бумаге. Если же мы рассматриваем проблему, как управлять и считать, то людям от этого не легче. Системная проблема не может решиться на местном уровне. А деньги и полномочия вниз никто отдавать не будет, хотя именно это сделало бы власть более доступной и подконтрольной. Мы, депутаты, резона никакого в этом объединении не видим». Далее изречение Главы Большеколпанского поселения о том, что поселения хотят «поженить», а они согласны лишь «дружить семьями», так или иначе звучало из уст всех представителей поселений. Из зала раздавались реплики, мол, только поселения стали благоустраиваться, появились перспективы, как опять меняются «правила игры», что «централизация — проще для власти, но не лучше для населения». Звучали высказывания против «бухгалтерского подхода», когда во главу угла ставится экономия, а не человек.

«Я не вижу для себя рационального зерна и не могу его донести до населения. Не понимаю, зависит ли что-нибудь от депутатов, но считаю, что пока объединение не своевременно, — заявила глава Сяськелевского поселения Т.А. Вядянена. «Это не объединение, а перераспределение, и от нас здесь ничего не зависит, — высказал свое мнение депутат Войсковицкого поселения А.В. Геоб. – И все же раз это сделать нужно до выборов 2014 года, то хотя бы убедите нас в необходимости».

Времена не выбирают…

«Решение будет принимать депутатский корпус с учетом мнения населения», — подчеркнул глава Гатчинского муниципального района А.И.Ильин и, чуть перефразировав древнекитайскую мудрость «не дай нам Бог жить в эпоху перемен», заверил, что они все же будут. В итоге каждый остался при своем мнении. «Жизнь меняется. И нам доводится менять ее вместе с населением», — сказала, обращаясь к участникам встречи, Е.В. Любушкина, поблагодарив всех за доброжелательную обстановку и конструктивный диалог.

…Вспоминается злая шутка Бориса Немцова: «Реформы начинаются там, где кончаются деньги». И еще такое изречение: «Должно быть, мы ходим по кругу: мы все время на повороте». И вот опять реформа. Каковы ее конечные цели?

«С какими бы сложностями ни проходила реформа местного самоуправления, но она нужна — и в политическом, и в экономическом, и в социальном плане, — не раз объяснял губернатор Ленинградской области А.Ю. Дрозденко. — Ее главная цель – сделать местную власть эффективней, доступней и прозрачней». По словам губернатора, корень проблемы в том, что муниципальные образования не могут себя финансово обеспечивать. Новое административное деление должно пройти таким образом, чтобы обновленные муниципальные образования смогли стать экономически более состоятельными.

Татьяна МОЖАЕВА