ЗАЧЕМ НАМ НУЖНЫ ТРАДИЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЕВЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ?

ЗАЧЕМ НАМ НУЖНЫ ТРАДИЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЕВЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ?

В музыкальных школах и школах искусств района завершился учебный год и наступила пора отчетных концертов. Мы побывали на одном из них — концерте отделения традиционной певческой культуры в ДМШ им. М. М. Ипполитова-Иванова.

Это уникальное отделение открылось в гатчинской музыкальной школе 7 лет назад благодаря тому, что в нашем городе живет и работает замечательный специалист — преподаватель кафедры народного песенного искусства Санкт-Петербургского университета культуры и искусств, организатор детско-юношеского фестиваля духовной музыки «Христос рождается, славите!» Алексей Алексеевич Гвоздецкий.

В этом учебном году у отделения русской традиционной певческой культуры 14 выпускников, что, конечно же, свидетельствует о возрастающем интересе общества к основам русской культуры. Об этом говорит и то, что хор отделения живет не только учебной жизнью, а активно делится своими познаниями в певческой культуре. Он уже выступал на международном фестивале «Святая песнь» в Финляндии, на международном симпозиуме «Бражниковские чтения» в Санкт-Петербургской консерватории, концерте знаменного распева в Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии. Хор получил звание победителя на международном конкурсе «Невские встречи», с успехом выступал в Москве на международном конкурсе «Пою Богу моему, дондеже есмь», в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре и в Музее истории религии. Старший хор принимает участие в богослужениях, исполняя древние литургические песнопения.

«Репетиции, поездки, а также уроки, зачеты и экзамены в музыкальной школе, — делится заведующая отделением Марина Анатольевна Серикбаева, — это целая жизнь, требующая большого напряжения детей, родителей и педагогов».

Программе отчетного концерта могли бы позавидовать даже в музыкальном училище. Судите сами. Начинали концерт с богословски глубоких песнопений Пасхального богослужения и знаменного распева. Фрагмент «Деяния св. Апостолов» сопровождался чтением на погласицу. «Погласица» применялась в древности только раз в году в пасхальный период. Это чтение предваряло пасхальную полунощницу. На концерте ее читала ученица отделения Серафима Вафина. Хор также исполнил стихиру «Воскресение Твое, Христе Спасе», которая поётся во время пасхального Крестного хода. Ее прекрасная мелодия состоит из попевок 6-го гласа знаменного распева. Тропарь Пасхи — «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав» также знаменного распева прозвучал в двух вариантах — малого и столпового распева 5-го гласа. Внимая такому исполнению, до слушателя реально доносились голоса наших предков, их полная душевной отдачи вера.

И при невольном сравнении той богословской простоты и глубины с нынешним пением, не раздумывая, выбираешь древнерусское певческое искусство. Песнопение «Отче наш» знаменного распева из рукописи XVI века оказалось одним из первых вариантов пения молитвы Господней. Как известно, только на Стоглавом соборе было постановлено на Руси петь, а не читать «Отче наш» и « Символ веры». «Кресту Твоему» — демественного распева, стала для слушателей примером древнего византийского пения.

При исполнении «Духовных стихов» и «Народных песен» зрительный зал познакомился с юными солистами отделения традиционной певческой культуры — Полиной Кочетковой, Анной и Ксенией Кебряковыми, Екатериной Игумновой, Серафимой Гариповой, Кузьмой Филимоновым, Марией Дмитриевой, Алёной Павловой, Дарьей Силосевой, Марией Усенко, Серафимой Вафиной. Духовный стих «На Синайских горах» увлечённо спел ансамбль учащихся отделения. В Духовном стихе «Как по морюшку» играли на гуслях, а в некоторых народных песнях водили красивые хороводы.

На наш вопрос, в чем состоит смысл занятий детей древнерусским певческим искусством, художественный руководитель хорового коллектива Алексей Алексеевич Гвоздецкий ответил так: «Мы видим, что глобальные перемены сегодня затрагивают фундаментальные свойства человека. О наступлении эпохи постмодерна нас извещает окружающая действительность. Мы не воины, не политики, противостоять этому не в состоянии. Мы музыканты и занимаемся своим делом. Исторически получилось, что вся древнерусская традиция певческой культуры осталась за скобками профессионального музицирования. Из 10 томов «Истории русской музыки» только половина 1-го тома посвящена тому, что связано с древней традицией. Мы пытаемся восполнить пробелы. Наша идея в нерасторжимости единства древнерусского певческого искусства и русского песенного фольклора. Это единство прослеживается не столько на уровне конкретных мелодий, сколько на уровне конструктивных идей. Это наша попытка приблизиться к явлению и получить для души часть богатств, которые в нём заключены.

Мы стремимся к тому, чтобы эти предметы (знаменный распев и русский песенный фольклор) были основой для репертуара хорового класса. Изучая их, мы говорим об истории, культуре, традициях нашей страны. Вскользь касаемся основ богословия, церковного устава, иконописи и аналогично — фольклора, народных традиций, ремесел. Таким образом и осуществляется знакомство ребят с национальной традицией певческой культуры».

Отделение русской традиционной певческой культуры Детской музыкальной школы им. М. М. Ипполитова-Иванова продолжает набор учащихся на 2013-2014 учебный год.

Зинаида СКОРНЯКОВА

Фото Владислава ТОЛЧИНА