«БОЛЬНИЧНЫЕ» ДЕТИ: С ТОЙ СТОРОНЫ СЧАСТЬЯ ВСЕГО МИРА

Социальное сиротство – острейшая проблема нашего времени. Как правило, речь идет о детях, которые в силу разных обстоятельств оказались сиротами при живых родителях. Их много у нас – тех, у кого такое прошлое, что и врагу не пожелаешь, и будущее, которое может и не состояться… Их много, и они находятся очень близко – может быть, в нескольких шагах от нашего дома.

За этих детей идет борьба. За них пытается заступиться государство, за них сражаются и обычные люди, по мере возможности объединяя свои усилия. Получается далеко не всегда. О том, что происходит с такими детьми сразу после того, как их изымают из «неблагополучной ситуации», мы поговорили с представителем региональной общественной организации «Петербургские родители» Анной Ильиной.

У Анны, человека, который на «детском» волонтерском движении «собаку съел», печальные глаза и очень решительное, даже жесткое выражение лица. Лицо человека, который прекрасно отдает себе отчет, что бьется с ветряными мельницами, но продолжает делать это в надежде не пропустить настоящего врага. Или человека, который перелопачивает тонны песка, чтобы отыскать жемчужное зерно. Любая, казалось бы, самая незначительная победа в том, что касается социального сиротства, стоит громадных усилий десятков волонтеров и профессионалов. Другая цена этой победы – человеческая жизнь.

Один из проектов, в которых принимает участие Анна, – содействие семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей (общественный фонд «Дети ждут»; адрес сайта: www.дети-ждут.рф). Именно это направление своей деятельности волонтеры считают приоритетным, поскольку убеждены, что только семья дает маленькому человеку реальный шанс на нормальную жизнь. Результаты ошеломляющие: в базе данных фонда – более 1500 анкет детей из Северо-Западного региона; практически каждый день один из этих малышей находит себе приемную семью.

Еще Анна тесно связана с гатчинской школой-интернатом, где работает педагогом дополнительного образования и организует кружки рукоделия и компьютерной грамотности. Стараются волонтеры из «Петербургских родителей» помогать и детскому дому в поселке Сиверский – устраивают праздники, экскурсии, собирают необходимую школьную канцелярию.

Еще один проект, о котором мы побеседовали с Анной Ильиной более подробно, – работа СПб РОД «Петербургские родители» с детьми из неблагополучных семей, попадающими в инфекционное отделение гатчинской больницы.

Как становятся «больничными» детьми

Что такое больница, знает, увы, каждый. А инфекционная больница – это больница в квадрате. Замкнутое пространство бокса, строгий карантин, изматывающие медицинские процедуры. Здесь и взрослому станет тяжко, а что говорить о маленьких людях? Это счастье, если с тобой мама. А если ты совсем один, и некому даже навестить тебя?

Большинство так называемых социальных сирот, попавших в это отделение, успели хлебнуть лиха по полной программе. От кого-то отказалась мать сразу после родов, кого-то забрали у родителей-алкоголиков, кого-то нашли в подвале или в канализационном люке, а кто-то внезапно остался круглым сиротой. Детей в возрасте от нуля до 14-ти помещают в особые палаты инфекционного отделения, где они обследуются и дожидаются решения своей судьбы органами опеки и попечительства. Отсюда они обычно попадают в Дом ребенка или детский дом. Правда ждать этого приходится неделями…

Медперсонал заходит сюда не часто – покормить, переодеть и убраться. Дел здесь у всех всегда предостаточно – на отделении, как правило, много больных. На руки тоже стараются не брать: уйдешь, будет еще хуже, у малыша начнется самая настоящая истерика, во время которой он будет биться в манеже, выбрасывая ненужные уже игрушки…

Лишенные общения, даже здоровые дети стремительными темпами начинают отставать в развитии по сравнению со своими более благополучными сверстниками. А новорожденные «отказники», с первых дней жизни не знающие материнской ласки, практически обречены на деградацию.

…Миша и Саша – братья. Они самые младшие в семье, в которой было четверо детей. Было, потому что этой семьи уже нет. Старших забрали из больницы в детский дом, а эти малыши пока еще дожидаются решения своей участи.

Братья одни в палате. Кроватка двухмесячного Сашеньки стоит так, чтобы он мог смотреть в окошко. Там, за стеклом, ветер перебирает листву, со свистом проносятся ласточки. К Сашиной кровати подвешены игрушки, но он смотрит мимо них, на ласточек. Люди его практически не интересуют, он просто не привык к их присутствию.

Мише – год и десять месяцев. Он маленький, но уже все хорошо понимает. Призрачно и недоверчиво улыбается, когда с ним разговаривают. Но стоит только взяться за свою сумку, улыбка сползает с его лица, и он просто отворачивается к стене. Это видимое равнодушие: в следующий раз у него начнется истерика, которую можно будет остановить только с помощью кукурузных палочек – палочек-выручалочек волонтеров, которые, заворачивая за угол больницы, плачут об этом чужом ребенке…

Волонтеры

Единственным пока выходом для «больничных» детей Гатчины остаются добровольцы. Неравнодушные гатчинцы собирают для малышей предметы первой необходимости – подгузники, влажные салфетки, кремы, одноразовые пеленки и детское питание. СПб РОД «Петербургские родители» организует сборы средств на необходимое медицинское оборудование. Не так давно на деньги жертвователей сделали ремонт в боксе для «отказников» в инфекционном отделении. Команда волонтеров-художников расписала стены в двух боксах на «инфекции» и в столовой второго детского отделения ЦРБ.

Есть и такие, кто выразил желание работать непосредственно с детьми, правда, их немного – всего несколько человек. Волонтеры стараются ходить в ЦРБ постоянно, по определенному графику. Получается, правда, нечасто, и в лучшем случае это 2–3 часа в день. Почти все эти женщины либо работают, либо воспитывают своих собственных детей, либо то и другое вместе. Приходя в больничный бокс, они дают детям самое главное, то, чего им не хватает больше всего – дают свои руки. Волонтеры играют с детьми, учат их разговаривать и рисовать, читают, рассказывают сказки, при необходимости моют и ухаживают за малышами.

Для них важно в первую очередь успокоить ребенка, не дать ему отвыкнуть от человеческого тепла и остановиться в развитии.

Что делать?

В Санкт-Петербурге РОД «Петербургские родители» ежедневно решает проблемы «больничных» детей. Невероятными усилиями собираются добровольные пожертвования на зарплаты няням, которые находятся в больнице постоянно и ухаживают именно за детьми, оставшимися без опеки родителей.

Как говорит Анна, в Гатчине подобное трудно осуществить: сложно держать в постоянной боевой готовности людей, зависящих от зарплаты, при условии, что дети поступают в больницу нерегулярно – иногда там могут одновременно находиться больше десяти малышей, а иногда и вовсе никого нет. СПб РОД «Петербургские родители» рассматривает возможность организации мобиль-ых команд нянь, которые могли бы оказываться в нужное время и в нужном месте.

По словам Анны, проблему детишек, оказывающихся на «передержке» в ЦРБ, время от времени пытаются разрешить с помощью властей, но пока это ни к чему не приводит. Сильные мира сего разводят руками. Действительно, дети находятся в тепле, накормлены, подлечены – в общем, все формальности соблюдены. Людей можно понять: это и вправду тяжело – заглянуть за «формальности», поставить себя или своего ребенка на место того, кто заключен сейчас в «одиночку» бокса.

Тяжело, но необходимо. Просто почаще нужно вспоминать бессмертную фразу Достоевского об «одной слезинке на щеке невинного ребенка», которая перевешивает счастье всего мира. А сделать, оказывается, можно много – главное, не думать, что конкретно от твоей крохотной помощи ничего не изменится, и не останавливаться на полпути. Моря наполняются по капле…

Юлия ЛЫСАНЮК

Если вы хотите в той или иной форме помочь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, вы можете связаться с Анной Ильиной непосредственно по телефону 8-953-140-4233. Другой способ связи – через социальную сеть ВКонтакте (группа «Помощь сиротам в Гатчинской ЦРКБ»).

В Гатчине открыт пункт приема необходимых для детей средств личной гигиены (адрес: Гатчина, пр. 25 Октября, д. 46, «Оптика»).