ВЗАИМНОЕ ВЛИЯНИЕ ДВУХ КУЛЬТУР

В Гатчинском дворце-музее открылись две выставки: «Восток и Запад – взаимное влияние двух культур» и «С великим прадедом сравнись».

Как сказала на открытии директор ГМЗ «Гатчина» Е.В. Гладкова: «Открытие одновременно двух выставок стало традиционным. Это повод вновь пригласить посетителей в музей и показать как можно больше нового».

Выставка «Восток и Запад – взаимное влияние двух культур» посвящена культурам Китая, Японии и Европы. Она – межмузейная, так как наряду с самыми ценными экспонатами гатчинской коллекции на ней представлены предметы из Петродворца, Царского Села, Елагиноостровского дворца.

Надо сказать, что подобные «восточные» выставки со времени открытия музея в 1985 году устраивались несколько раз. Но, несмотря на то, что из довоенной коллекции (более четырех тысяч единиц хранения) половина была утрачена во время Великой Отечественной войны, она и сейчас настолько богата и разнообразна, что предметы можно показывать по различным темам. Также коллекция постоянно пополняется новыми приобретениями и дарениями.

На новой выставке посетители увидят коллекцию дальневосточных произведений искусства XVI – начала ХХ века: китайский и японский фарфор, расписные и перегородчатые эмали, изделия из резной кости, камня и дерева, художественные лаки и ткани. Показ экспонатов дополнен подробными аннотациями, а также изображениями интерьеров – копиями со старинных акварелей и фотографий – Монплезира в Петродворце, Китайского дворца в Ораниенбауме, Китайского зала в Царском Селе и знаменитой Китайской галереи в Гатчинском дворце. Выставка развернута в залах 1-го этажа Арсенального каре.

В первом зале рассказывается о знакомстве европейцев с искусством Востока, в том числе Китая. Это произошло в ХIII веке после путешествия венецианца Марко Поло и издания его книги воспоминаний о странствиях по Центральной, Южной и Восточной Азии. А в ХVI веке уже был проложен морской путь в Китай, была создана Ост-Индская компания и восточные товары потекли в Европу. Копии фрагментов со старинных карт, помещенные на стенах, показывают путь Марко Поло, Христофора Колумба, Васко да Гама. В результате в Европе появилась мода на «китайские», «фарфоровые», «лаковые» кабинеты.

Следующий зал приглашает посетителей в сказочную страну Востока, которая была создана в Гатчинском дворце в Китайской галерее. Ее изображение и композиция из столиков, полочек, на которых помещены разнообразные фарфоровые вазы, фигуры, напоминают о богатейшей из дворцовых коллекций.

Китайская галерея была создана в середине ХIХ века во время перестройки дворца под руководством архитектора Р.И. Кузьмина и находилась на 2-м этаже Арсенального каре. О ней в 1871 году оставил воспоминания академик, автор многочисленных работ по культуре Китая В.П. Васильев: «Вступая в галерею, не только незнакомый будет поражен невиданным для него зрелищем, новыми формами, новыми цветами. Для него эффект несомненный, но и видавший уже подобные коллекции не может не быть поражен количеством вещей. Можно сказать с уверенностью, что такой коллекции нет не только в Европе, но и на самом Востоке».

Фарфору Китая XVII-XVIII вв. отдан отдельный зал выставки. На стенах и в витринах зала представлены первоклассные обВ следующем зале – фарфоровые изделия Японии, которые тоже занимают значительное место в гатчинской коллекции. Японцы многое заимствовали у китайцев, в том числе употребление чая. В XVIII веке чайная церемония оказала большое влияние на развитие японского фарфора. Для нее было необходимо 24 предмета, из них 10 изготовлялись из фарфора. В Японии фарфор сначала производили из сырья, ввозимого из Китая, а потом нашли у себя на острове Кюсю.

На выставке можно увидеть разницу между китайскими и японскими изделиями. Для японской росписи характерна ассиметрия и экспрессия в изображениях, использование ярких красок и покрытие большей части поверхности в ущерб белой фарфоровой. Различие в росписи также основано на различии религиозных взглядов двух народов.

В экспозиции особое место занимают художественные лаки: мебель, вазы, подносы, шкатулки для рукоделия, чернильные приборы. Техника изготовления таких предметов очень сложная и кропотливая. Лак, чаще окрашенный в черный или красный цвет, наносился на дерево, шелк, кожу, папье-маше – до 20 слоев. Рисунок по поверхности выполнялся золотом или серебром. Также разцы из фарфора: вазы напольные, каминные, декоративные блюда, сосуды, чашки, коробочки… Рассматривать их огромное удовольствие: монохромные темно-синие, темно-красные, светло-зеленые, полихромные, расписанные с изображениями экзотических цветов, птиц, зверей, мифических персонажей, в стиле «зеленого» и «розового» семейств. В следующем зале – фарфоровые изделия Японии, которые тоже занимают значительное место в гатчинской коллекции. Японцы многое заимствовали у китайцев, в том числе употребление чая. В XVIII веке чайная церемония оказала большое влияние на развитие японского фарфора. Для нее было необходимо 24 предмета, из них 10 изготовлялись из фарфора. В Японии фарфор сначала производили из сырья, ввозимого из Китая, а потом нашли у себя на острове Кюсю.

На выставке можно увидеть разницу между китайскими и японскими изделиями. Для японской росписи характерна ассиметрия и экспрессия в изображениях, использование ярких красок и покрытие большей части поверхности в ущерб белой фарфоровой. Различие в росписи также основано на различии религиозных взглядов двух народов. В экспозиции особое место занимают художественные лаки: мебель, вазы, подносы, шкатулки для рукоделия, чернильные приборы. Техника изготовления таких предметов очень сложная и кропотливая. Лак, чаще окрашенный в черный или красный цвет, наносился на дерево, шелк, кожу, папье-маше – до 20 слоев. Рисунок по поверхности выполнялся золотом или серебром. Также широко использовалась резьба по лаку. Для этого наносилось до 100 слоев лака.

Также на выставке представлены изделия, выполненные в технике резьбы по кости, камню. Китайцы в этой области достигли удивительного совершенства. Трудной головоломкой является экспонат из резной кости «шар в шаре». Такие шары даже называли «дьявольской работой». Поражают воображение мастерством исполнения и бивни слона с фигурами Будд. Предполагается, что их привез из путешествия по Востоку цесаревич Николай Александрович, будущий император Николай II.

По мере расширения экономических и культурных связей между Востоком и Европой происходило и обратное влияние, возникновение в искусстве Китая такого интересного явления как «европейщина». Благодаря гравюрам, привезенным из Европы, на китайском фарфоре стали появляться европейские сюжеты или использование в росписи розовой краски, изобретенной в Европе, или изготовление нетипичных для Востока форм изделий.

Пример культурного обмена между странами демонстрируется в зале европейского и российского фарфора. Многие изделия выполнялись с заимствованиями восточных традиций в так называемом стиле «китайщина» или «шинуазри» («chinoiserie»), как его принято называть за пределами России. Это одна из интереснейших страниц в истории керамического искусства.

Как известно, европейский фарфор был изобретен в начале XVIII века в Саксонии алхимиком Беттгером под руководством ученого Чирнхауза. Первая фарфоровая мануфактура была учреждена в 1710 году в Дрездене по приказу короля Польского и курфюрста Саксонского Августа II Сильного, вскоре она была переведена в Мейсен.

Посетители вновь увидят гордость гатчинской коллекции мейсенского фарфора – замечательные фарфоровые шкатулки и коробочки в виде фигур куропаток, плодов, выполненные по моделям известного мастера Кендлера, и декоративную вазу с крышкой со щеглом наверху, украшенную прорезным рельефным орнаментом с лепными цветами.

В России открытие секрета изготовления фарфора принадлежало выдающемуся русскому ученому Дмитрию Виноградову. Императорский фарфоровый завод (ИФЗ) был основан в 1744 году в Санкт-Петербурге. Русские мастера также часто использовали восточные мотивы, обыгрывая их по-своему. На выставке собраны вазы, предметы из сервизов в стиле «шинуазри», преподнесенные ИФЗ Николаю I, Александру III, супругам императоров, которые украшали их апартаменты в Гатчинском дворце.

Или такой пример «взаимного влияния культур»: например, секреты изготовления эмалей китайцы заимствовали уже от европейцев. Предметам, выполненным в технике расписной, выемчатой и перегородчатой эмали отведено значительное место на выставке. Расписные изделия выполняются из металла (медь, бронза, серебро, золото) и покрываются белой непрозрачной эмалью с росписью цветными эмалями, затем тоже подвергаются обжигу. Перегородчатые эмали отличаются от расписных тем, что на металлическую основу дополнительно напаиваются перегородки в виде лент, образуя ячейки, в которые заливают жидкие эмали разных цветов.

Несомненно, вызовут интерес у посетителей забавные предметы таких «некитайских» форм, как рукомойник, фигурные чайники, курильницы в виде бегущих лошадей. В этом же зале среди изделий из бронзы с золочением выделяются две замечательные по красоте вазы из столовой Александра III.

Завершается выставка комнатой, где можно посмотреть фильм об искусстве Китая. Здесь же дети могут порисовать и изготовить поделки: волшебные китайские фонарики, веера и прочее, пока взрослые знакомятся с выставкой.

Выставка будет открыта до 15 июня 2014 года.

Валентина ФЕДОРОВА

Фото Владислава ТОЛЧИНА