О РЕФОРМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ или «А ПО СЕНЬКЕ ЛИ ШАПКА»?

Реформа местного самоуправления в Ленинградской области стала темой очередного заседания Губернаторского пресс-клуба. Участие в разговоре на эту актуальную на сегодня тему приняли и руководители гатчинских средств массовой информации – редактор газеты «Гатчинская правда» Елена Суралёва и редактор телевизионно-издательского комплекса «Ореол –Инфо» Галина Паламарчук.

Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко сразу обозначил цель начатой в регионе реформы – сделать местное самоуправление эффективным, чтобы «по Сеньке была шапка».

«Мы не можем говорить о полноценности местного самоупраления, если местное самоуправление не выполняет возложенные на него полномочия. Тогда это не местное самоуправления – это пародия на власть, — сказал Александр Юрьевич. – Я не за централизацию власти, как некоторые хотят представить, не за авторитарное управление субъектом. Наоборот, я за местное самоуправление».

Ни для кого уже не секрет, что сегодня муниципальные образования перегружены, они должны исполнять – если взять вместе первый и второй уровень – порядка 100 полномочий, а правильнее сказать – обязательств.

«Но выполнить половину этих обязательств они не могут, в силу тех или иных причин, — поясняет губернатор. — И среди них есть обязательства, невыполнение которых грозит системной катастрофой. Прежде всего, мы говорим об обязательствах в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Есть ряд стратегических полномочий, которые тоже сегодня не выполняются и которые грозят нам системными сбоями в работе. Это полномочия, связанные с территориальным планированием, с разработкой генпланов, это полномочия, связанные со строительством и архитектурой. Моя твердая позиция, что эти полномочия должны быть переданы, как минимум, на второй уровень… То есть должно быть самоуправление, но не должно быть анархии. Мы должны создать такую управляемость территории, где, с одной стороны, сверху до низу работали бы законы Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, и все их исполняли. А с другой стороны, каждый уровень власти был бы подотчетен населению».

Станет ли Гатчина городским округом?

Реформа местного самоуправления затронула, по факту, практически все муниципальные районы Ленинградской области: объединяются друг с другом городские и сельские поселения первого уровня – идет процесс укрупнения, объединяются администрации городов — административных центров и администрации районов, а в Тихвине создали, исходя из сегодняшнего закона, единый городской округ. То есть, наоборот, в границы города включили все сельские поселения, а затем районная администрация передала свои полномочия городской администрации. Пока разве что Гатчинский муниципальный район оказался в стороне, и мы не могли не поинтересоваться позицией губернатора относительно реформы местного самоуправления на нашей территории.

Так, в Гатчине активно обсуждается вопрос создания городского округа, особенно это связано с перспективой развития ПИЯФ, проекта «Императорское кольцо» и дальнейшей перспективой получения городом статуса наукограда.

Губернатор признался, что пока ни перед депутатами города Гатчины, ни перед депутатами района не ставится вопрос о взаимной передаче полномочий, потому что правительство еще не определило оптимальный вариант развития для города Гатчины в будущем.

«Потенциал у Гатчины очень хороший, — отметил Александр Дрозденко. — Но если мы сегодня отделяем город Гатчину от Гатчинского района, то Гатчинский район теряет часть доходов. Подоходный налог в равной степени делится между поселениями первого уровня и поселением второго уровня. Пока сегодня Гатчина – поселение первого уровня, часть подоходного налога уходит на Гатчинский район. И давайте говорить откровенно, эта часть подоходного налога помогает содержать депрессивные территории, а такие есть в Гатчинском районе, которым собственных доходов не хватает. То же самое по налогу на землю, арендной плате за землю, продаже земли, которая делится 50 на 50 между первым и вторым уровнем. И если сегодня взять и просто отделить Гатчину от Гатчинского района, мы понимаем, что возникнут финансовые риски…

Вы знаете, что с 2014 года мы межбюджетные трансферы регулируем только между районами, то есть мы уходим от регулирования всех 220 муниципальных образований, но это и правильно, мы не могли уследить за областными деньгами, отдавая их 220 получателям. Сейчас будем отдавать всего 18-ти (муниципальным районам и городскому округу), и нам легче будет контролировать.

Так вот, мы понимаем, что можем, с одной стороны, город Гатчину приподнять, а с другой стороны, Гатчинский район – подопустить… Поэтому, например, даже звучал такой революционный вариант, как создать единый Гатчинский городской округ на территории всего Гатчинского района, на что я сказал: это те же яйца, но вид сбоку. Мы должны понимать, что есть еще и Коммунар, Вырица, Сиверский, и многие другие населенные пункты. Поэтому окончательного решения не принято. Мы считаем варианты, обсуждаем и ведем переговоры.

Гатчина – это город особый с учетом тех проектов, которые мы будем реализовывать. Поэтому мы смотрим даже такие кардинальные, может быть, варианты, что, возможно, Гатчине в довесок дать несколько поселений депрессивных, которые Гатчина будет вытягивать, за счет этого снять нагрузку с Гатчинского района. Либо, не скрываю, мы примем решение и будем настаивать, и будем доказывать, что нужно объединяться администрациям города Гатчины и Гатчинского района».

О выборе глав администраций

Журналисты поинтересовались у главы региона, как он относится к идее проведения прямых выборов глав администраций – «местного батьки». Губернатор напомнил, что структуру местного самоуправления определяет Устав: «В большинстве муниципальных образований у нас высшее должностное лицо – это глава муниципального образования, который избирается из состава депутатов, если не предусмотрена иная форма. А глава администрации – это наемное лицо, которое депутаты нанимают исполнять бюджет. Но почему мы считаем главу администрации батькой больше, чем главу муниципального образования – только потому, что мы привыкли: кто расходует деньги, у того и власть. Хотя на самом деле по документам и по праву – больше власти у главы муниципального образования, он может даже инициировать, в отличие от губернатора, отстранение главы администрации от должности…Что касается избирать или не избирать главу администрации, то я считаю, что на первом этапе нам, все-таки, можно пойти на реформу и совместить на уровне поселений должности глав муниципальных образований и глав администраций – для того, чтобы будущий батька прошел, как минимум, депутатские выборы. Что касается районов, то моя позиция такова: если мы говорим о разделении властей, у нас по Уставам высшее должностное лицо – это глава муниципального образования. И вот его можно либо выбирать из состава депутатов либо избирать прямым голосованием».

Районный совет депутатов

Сегодня все активнее обсуждается вопрос представительства от населения в районном совете. Напомним, что районный Совет депутатов формируется путем делегирования равного числа представителей от всех поселений, входящих в состав района, при этом не учитывается численность поселения. Например, сегодня в Совете депутатов Гатчинского муниципального района каждое поселение имеет по два представителя – и город Гатчина, где проживает более 94 тысяч жителей, и маленькое Кобринское поселение.

Губернатор считает такое положение вещей неправильным: «Это тоже требует, на мой взгляд, изменения в районном Уставе. Нужно прописать представительство от населения. То есть, например, определили квоту: 30 человек представляет районный уровень. Дальше 30 человек делится на количество избирателей и получается квота, условно говоря, от города – 5 человек, а от какого-то поселения – извините, 0,5 человека, оно должно тогда блокироваться с соседним поселением, чтобы у них была, например, единичка… Вопрос только в том, мы должны это сделать в первом полугодии 2014 года, потому что у нас в сентябре уже выборы, либо нам нужно готовиться через 5-летний цикл».

Об участии населения

Журналисты поинтересовались, удовлетворяет ли губернатора участие населения в реформировании местного самоуправления.

Губернатор согласился, что население пока занимает выжидательную позицию, а это абсолютно неправильно: «Для нас определяющим все-таки является позиция населения. Если бы сегодня население выступало «против» реформы, мы бы понимали, что надо идти и населению доказывать свою позицию.

Сегодня даже опросы показывают, что у населения нет единого мнения. Оно даже не разделено 50 на 50. То есть часть «за», часть «против», а большинство – это так называемое болото, то есть не определившиеся. И это, конечно, вызывает тревогу и озабоченность».

Елена СУРАЛЁВА