БЮДЖЕТ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ: БОЛЬШЕ СРЕДСТВ – БОЛЬШЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
В пресс-центре ИТАР-ТАСС состоялась встреча журналистов областных СМИ с вице-губернатором Ленинградской области, председателем Комитета финансов Р.И. Марковым.
В то время как бюджет Ленинградской области на 2014 год проходит все стадии обсуждения и утверждения, журналисты смогли задать вице-губернатору интересующие их вопросы и обсудить расходные и доходные статьи бюджета.
Бюджет в разрезе цифр и принципов
Бюджет Ленинградской области уже прошел первое чтение, в ходе которого были приняты основные параметры: 67 млрд 452 млн. рублей – доходная часть, 76 млрд. 592 млн. рублей – расходы, и 9 млрд. 140 млн. рублей – дефицит бюджета. Размер дефицита бюджета в этом году составит 14,4 % от собственных доходов. В дальнейшем областные чиновники планируют снижать этот показатель на 2% ежегодно и выйти на уровень дефицита в 7 млрд. 639 млн. рублей к 2016 году.
Бюджет Ленинградской области на 2014 год был сформирован, исходя из ряда принципов, среди которых полное финансовое обеспечение всех принятых расходных обязательств по зарплатам, выплатам и прочим компенсациям, выполнение «майских» Указов Президента России – в сфере образования, здравоохранения, ликвидация очередей в детские сады, расселение ветхого жилья. Кроме того, областные чиновники берут на себя обязательства по укреплению доходной базы местных муниципальных образований и передают определенные налоги с регионального уровня на муниципальный. В обмен на это областное правительство ожидает от муниципалитетов повышения качества управления своими финансами и ответственности за исполнение муниципальных полномочий. Бюджет был сформирован с учетом государственных программ, т.к. сегодня около 93 % всех средств распределяется именно по государственным программам.
В целом, по мнению вице-губернатора, бюджет имеет «яркую социальную направленность». Лидирующие позиции расходов занимают образование и здравоохранение.
Взаимоотношения области с муниципалами
Вопросы журналистов в большей степени касались изменений в формировании доходной базы бюджетов муниципальных районов.
Со следующего года с областного уровня на уровень муниципальный переходят определенные статьи налогов, другими словами – дополнительные доходы. Так, с января 2014 года районы смогут дополнительно получать 5 % от НДФЛ, 100 % от упрощенной системы налогообложения (до этого было 20 %), а также 10 % от акцизов.
По мнению областных чиновников, некоторые вопросы муниципалам проще решать на своем уровне, а расходы покрывать за счет дополнительно поступающих налогов. Для Гатчинского района общая сумма дополнительных доходов в следующем году составит 359 779 тысяч рублей.
На вопрос, нет ли у правительства Ленинградской области опасения, что подобная стимуляция активности муниципалитетов даст обратный эффект, при котором дополнительных средств все равно не хватит, а спрос с чиновников местного уровня вырастет, Роман Иванович сказал, что областное правительство планирует «плотно работать с районными финансистами и главами районных администраций, чтобы совместно пройти этот путь».
В 2014 году областным правительством также предусмотрены в бюджете 100 миллионов рублей на выделение специальных грантов тем районам Ленинградской области, которые смогут качественно сформировать свою муниципальную налоговую базу. Для этого необходима, например, усиленная работа с местными предпринимателями, которые не всегда добросовестно платят НДФЛ, предпочитая «зарплату в конвертах». А это именно те средства, которые и будут дополнительно поступать в местную казну.
Расселение ветхого жилья
Одна из острых проблем, которая существует на сегодняшний день в Ленинградской области, это ветхое жилье и огромные очереди граждан, ожидающих своего расселения.
В 2014 году правительство Ленинградской области планирует выделить на расселение аварийного жилья 1 млрд. 773,6 млн. рублей. Таким образом, рост финансирования составит 17,9 % к уровню 2013 года (в 2013 году на эти цели было предусмотрено 1 млрд. 504,5 млн. рублей). Благодаря этим средствам будет возможно расселение 51,2 тысяч кв.м аварийного жилья.
Каждой дороге – по паспорту
Обсуждая паспортизацию дорог муниципального значения, журналисты поинтересовались у вице-губернатора, оправдано ли это мероприятие, учитывая его затратность и количество непаспортизированных дорог.
Роман Иванович пояснил, что при распределении средств на ремонтно-дорожные работы из федерального бюджета учитывается общая протяженность паспортизированных дорог в каждой конкретной области. А уже потом выделенные средства делятся между муниципалам. Соответственно, несмотря на высокую цену, в которую обходится паспортизация дорог, проводить ее нужно.
Грузовики заплатят за дороги
Гатчинцы помнят, как еще десять лет назад въезд в наш город для большегрузов был запрещен. К сожалению, сегодня нередко можно встретить на пр. 25 Октября груженые под завязку фуры, которые портят дорожное покрытие и прокатывают глубокую колею.
Комментируя эту ситуацию, вице-губернатор признался, что практически нигде в Ленинградской области не работают с налогом за большегруз, хотя в Бюджетном кодексе прописана такая статья доходов на уровне муниципальных районов.
На сегодняшний день областные чиновники пытаются проанализировать, в каких районах Ленинградской области эта проблема стоит наиболее остро, и как ее можно решить. Совершенно ясно, что будет вполне справедливо взимать налог с коммерческих организаций, которым принадлежат грузовые машины, на поддержание инфраструктуры городов, по дорогам которых проходит их путь.
Ремонт дорог и дворов
В этом году из областного бюджета были выделены большие средства на софинансирование ремонта дорог и дворовых территорий в муниципальных районах. В следующем году эта результативная практика будет продолжена. Правда, в меньшем объеме. В областном бюджете заложено 330 миллионов рублей на софинансирование дорожно-ремонтных работ, а вот средства на ремонт дворовых территорий, к сожалению, пока не предусмотрены.
Социальная политика
Как уже было сказано, бюджет Ленинградской области в 2014 году будет ориентирован также и на «майские» Указы Президента относительно повышения уровня заработной платы работникам бюджетной сферы.
Так, в следующем году средний уровень заработной платы в системе образования будет выровнен со средним уровнем заработной платы по области. Роман Иванович даже назвал точную цифру – 32 850 рублей. Что касается врачей, то в 2014 году уровень средней заработной платы медицинских работников составит 43 165 рублей.
Все социальные выплаты будь то поддержка семей, воспитывающих приемных детей, детские пособия, помощь ветеранам труда – будут проиндексированы на 5 %. Предоставление регионального материнского капитала также увеличивается на 5 тысяч рублей.
Единовременные пособия выпускникам высших и средних медицинских учебных заведений вырастут до 15 тысяч рублей (при нынешнем показателе в 7500 рублей). Со следующего года появятся и новые выплаты. Так, единовременная компенсация молодым специалистам – среднему медперсоналу – составит 345 тысяч рублей, а медицинские работники дефицитных специальностей каждый год будут получать по 120 тысяч рублей.
Ирина ХРУСТАЛЁВА