СИТУАЦИЯ УСПЕХА

7 февраля в Сочи стартуют XXII Олимпийские зимние игры. Гатчина тоже вписала страницу в их историю: 26 октября 2013 года наш город принимал Эстафету Олимпийского огня.

В преддверии открытия Олимпийских игр мы встретились с одним из факелоносцев – директором детско-юношеской спортивной школы № 2 Татьяной Николаевной Слуцкой, чтобы поговорить о ситуации успеха, которую создают для детей тренеры-преподаватели и весь коллектив возглавляемой ею школы.

- Татьяна Николаевна, как дети выбирают вид спорта, которым им хотелось бы заниматься?

— Чаще всего, выбирают сначала те виды спорта, которые находятся в шаговой доступности от дома или базируются в их общеобразовательной школе, а уже позднее – по принципу «нравится», «хочу». У нас, например, дети приезжают на занятия со всего Гатчинского района. Занятия для всех обучающихся любым видом спорта у нас БЕСПЛАТНЫЕ.

Образовательный процесс в школе проводится в различных формах. Программа «Массовое обучение плаванию школьников» реализуется в формате классноурочной технологии, т.е. класс целиком приходит на занятия плаванием два раза в неделю в течение всего учебного года. По результатам обучения мы отбираем около сорока одаренных детей для дальнейшего спортивного роста, но все обучающиеся за год приобретают жизненно важный навык – умение плавать. Правда, в этой программе участвуют только школа №9, лицей №3, гимназия им. Ушинского – из-за отсутствия средств на аренду бассейна. С 1989 года по этой программе мы обучили плавать более 26 тысяч школьников. Она очень востребована.

Программа по скалолазанию пользуется огромным спросом в городе и районе в связи с активным развитием этого вида спорта в мире. Уникальный скальный тренажер позволяет готовить не только скалолазов высокого мастерства, но и овладевать навыками промышленного альпинизма и туризма.

И если плаванием и скалолазанием мы занимаемся на базе специализированных спортивных сооружений, то по остальным видам спорта занятия проводятся в спортзалах общеобразовательных школ Гатчины. Тут есть и свои минусы, и свои плюсы. Для детей плюсов больше, так как они получают дополнительное спортивное образование прямо в своей школе. Чаще всего там работают и учителя физической культуры, и тренеры. Или учитель физкультуры выступает еще и в роли тренера–преподавателя. Таким образом, мы обеспечиваем преемственность в занятиях и достигаем высокой сохранности контингента детей. Такая интеграция дополнительного образования в общее дает возможность расширения образовательных стандартов и творческого развития ребенка.

- А что вообще дает ребенку занятие именно спортом, а не физкультурой?

— Ребенок сам по себе рождается с Богом определенным запасом здоровья, его называют репродуктивным. Задача нашей школы – не только повысить этот уровень и достигнуть спортивного совершенства, но и на длительный период жизни его сохранить. Мы стараемся формировать не только здоровый образ жизни, но и отношение к своему здоровью, как к непреходящей ценности. Для детей, занимающихся спортом, характерны умение организовать себя и свой досуг, контролировать нагрузку, высокие личностные достижения, выполнение спортивных разрядов. Занятия любым видом спорта — это не только обучение и воспитание, но и огромная работа по социализации детей. Индивидуальное сопровождение и поддержка ребенка педагогом помогает саморазвитию ребенка, формирует готовность к принятию самостоятельных решений в ситуации выбора, комфортность межличностных отношений, общую и коммуникативную культуру, адаптацию к условиям и интеграцию в определенную среду. Они учатся жить в коллективе и подчиняться не только правилам коллективной игры, но и правилам, которые есть в каждом виде спорта. Большинство из них в своих учебных коллективах становятся лидерами, умеют отстаивать свою позицию, сохранять толерантность. Они, например, в начальной школе помогут учителю организовать физкультминутку, а в средних и старших классах — организовать соревнования.

- Какова в этой большой работе роль тренера?

— У нас на отделении плавания обучался Степа Смекалов, который стал лауреатом Приоритетного Национального проекта «Образование», получил премию президента РФ в 2007 году. Евгений Савин — лауреат премии губернатора Ленобласти по плаванию 2011 года. Наши тренеры смогли «разглядеть» этих детей, сохранить их возможности, развить их потенциал и довести до высоких спортивных результатов. Настолько они профессиональны!

Совсем недавно в нашем городе проходила эстафета Олимпийского огня. И в ней принимал участие выпускник нашей школы Алексей Гловацких. Он летом 2013 года переплыл Ла-Манш с лучшим результатом среди пловцов Петербурга, тем самым заслужив право нести Олимпийский факел в своем родном городе. Так вот он своему тренеру – Ольге Станиславовне Глухих (она работает в нашей школе завучем и тренером-преподавателем), написал в тот день SMS-ку: «Спасибо за все, все, все….»!

Еще один выпускник нашей школы – Алексей Замилов, выступая на 30-летнем юбилейном вечере, сказал, что «спортивная школа сделала нас успешными людьми».

Моя дочь в свое время тренировалась у Л.Г.Бакановой, и когда я в качестве мамы говорю ей о жизненных ситуациях, то она мне возражает: «Мам, а вот Лариса Григорьевна сказала…». И все, я поднимаю руки, я сдаюсь – у меня нет аргументов, потому что это ТРЕНЕР СКАЗАЛ. То же самое и с моим сыном. Спасибо огромное тренерам, что они были вторыми родителями для моих детей и в определенный период жизни влияли на них с более высоким рейтингом авторитета, чем родные родители.

Для спортсмена тренер, особенно, если он его сопровождает с детства, создает ситуацию успеха. Умный, грамотный, мудрый тренер – специалист не только в области физической культуры и спорта, он «врачеватель детских душ», штурман в сложном житейском море.

- А как пережить поражение?

— А победы не бывает без поражений. Если ребенок проиграл – он вместе с тренером проанализирует результат, а тренер активизирует действия ребенка, чтобы у того появилась новая цель, стимул на пути к успеху… Тренер сделает так, чтобы ребенок «поднялся» после неудачи и дальше начал трудиться. И в жизни будет так же. Проиграл – поднимайся и иди вперед. Благодаря аргументированной и разумной мотивации тренеров, дети способны достичь очень многого в спорте и в жизни…

А ребенок, не прошедший такую школу, после неудачи может растеряться, не будет знать, с кем посоветоваться, у кого спросить, а если у него еще и нет диалога с родителями – ему вообще тяжело.

- Как складывается судьба ваших выпускников?

— У нас дети занимаются до 18 лет. Многие достигают высоких спортивных результатов, входят в состав сборных команд Ленинградской области, продолжают свой спортивный путь в колледжах Олимпийского резерва, входят в состав юношеских сборных страны. У нас очень хорошая связь с Гатчинским педагогическим колледжем. И если наши воспитанники поступают туда, то, будучи его студентами, еще 4 года продолжают тренироваться в нашей школе. Нам в этом плане повезло. С вступлением в законную силу нового Федерального Закона «Об образовании» у учреждений нашего профиля появляется возможность работать с одаренными и талантливыми спортсменами и после 18 лет. Спортивные колледжи — это хорошо, но ничто и никто не заменит «родного тренера», который знает тебя с раннего детства и прошел с тобой длинный спортивный путь.

Что же касается наших выпускников, которые выбирают «светские» профессии, то они все равно «обречены» на верность спорту. Вот вам пример: Егор Глухих, сын нашего завуча, Ольги Станиславовны Глухих, мастера спорта по прыжкам в воду. Егор окончил школу с серебряной медалью, Санкт-Петербургский финансово-экономический университет с «красным дипломом». Пока учился, естественно, выступал за сборную института по плаванию и легкой атлетике, а параллельно еще освоил и горные лыжи, и моунтенбайк, и хоккей. Когда же начал работать, то стал одним из организаторов спортивных соревнований на первенство завода «Русский Стандарт» по футболу. Сам он продолжает заниматься плаванием, ходит в бассейн, фитнесс-зал. Как говорит его мама, тренер с более чем тридцатилетним стажем, «те, кто занимался в спортивной школе более 5 лет, получают «вирус» спорта. Этот вирус «внедряется в организм на уровне биохимии, мышечного, нервного и психологического ощущений».

Кстати, у нас в спортивной школе среди тренерского состава – половина наших выпускников. «Наши выпускники – успешные люди», — так сказал Алексей Замилов, выпускник нашей школы, а сегодня инженер-проектировщик. Наши выпускники работают в службах МВД, водят самолеты, работают в банках на руководящих постах. Многие ребята связали свою жизнь со спортом и стали тренерами-преподавателями, инструкторами по фитнесу, ведущими специалистами в отделах по физической культуре и спорту при администрациях района и области.

- Вы участвовали в Эстафете Олимпийского огня. Какие у вас впечатления?

— Для меня Олимпийский огонь – символ единения. Вся Ленинградская область, все НАШИ – и тренеры, и дети, и их родители – все в тот день были вместе. И когда я приближалась к ним с горящим факелом, сердце разрывалось от радости и гордости. Как бы ни относились к этому событию скептики, но Олимпийский огонь на улицах Гатчины – это событие историческое. Гатчина это заслужила. Ведь у нас в городе уже много лет действует правило: ребенок для своего спортивного развития должен получить все, и администрация находит для этого деньги, и дети занимаются бесплатно! Пусть это будет незыблемо.

Что же касается «праздничных» мыслей, то к нам за последние годы никто из квалифицированных тренеров-преподавателей не пришел. Но мы растим своих выпускников в нашем Гатчинском педагогическом колледже и вузах Санкт-Петербурга, и их, вернувшихся обратно в спортивную школу, более 50%. Я считаю, что нашему государству нужно думать о том, как сохранить золотой тренерский запас и как привлечь молодое поколение. Спортивное образование в нашей стране – одно из наиболее ценных в России. Оно помогает выбрать ребенку правильный путь в жизни, социализирует его и делает достойным гражданином нашей страны!

— Спасибо за интервью.

Беседовала Ирина ВЛАДИМИРОВА