«МОГУЩЕСТВО СМЕХА И СЛЁЗ»

«МОГУЩЕСТВО СМЕХА И СЛЁЗ»

Одним из гостей кинофестиваля «Литература и кино» в Гатчине стала известный режиссер Алла Сурикова. Встретившись с гатчинскими зрителями в один из фестивальных вечеров, она рассказала о своем творчестве и ответила на множество вопросов из зала.

Алла Сурикова родилась в Киеве. Ее родители, люди творческие и артистичные, создавали вокруг себя добрую творческую атмосферу, с детства приобщая дочь к хорошему кинематографу и театру. Алла мечтала стать актрисой, играла и ставила спектакли в школьном драмкружке, но после школы поступила в Киевский университет – на филологический факультет, где изучала психо- и математическую лингвистику.

«…Лингвистика ушла, а мат остался, – шутит она сейчас, – правда, в гомеопатических дозах… Профессия требует. Если артисты для меня неприкосновенны, и до последнего кадра они – самые любимые и самые лучшие, то съемочной группе, конечно, достается, потому что обязательно кто-нибудь что- нибудь напутает».

Как режиссер, Сурикова начинала на киностудии им. Довженко в Киеве, где сняла две картины, тут же легшие на полку. В 1971 году она поступила на Высшие курсы сценаристов и режиссеров детского кино (мастерская Александра Алова и Владимира Наумова), а ее художественным руководителем стал Георгий Данелия. Именно тогда у режиссера Аллы Суриковой возникла идея создания детского юмористического журнала по типу «Фитиля», где снимались бы сами дети. Так на киностудии имени М. Горького родился знаменитый «Ералаш», начавший победное шествие по стране и остающийся популярным и любимым у детей до сих пор.

В 1979 году на Мосфильме вышла комедийная лента, открывшая Алле Суриковой выход к широкому зрителю. Фильм «Суета сует» с великолепными Галиной Польских и Фрунзе Мкртчяном в главных ролях посмотрели более 30 миллионов зрителей. Как рассказала Алла Ильинична, в основу фильма легла реальная история, а прототипом героини стала работница ЗАГСа с гениальной, ставшей уже бессмертной фразой: «Сойдите с ковра!».

Не прошло и двух лет, как на свет появился еще один киношедевр Суриковой. Главных героев музыкальной комедии «Будьте моим мужем» сыграли Андрей Миронов и Елена Проклова. Это была первая совместная работа режиссера с Мироновым, и вспоминает она об этом с особым теплом и благодарностью. «Андрей был артистом с большой буквы и, в то же время, жестким профессионалом. Он умел слышать и слушать – качество редкое и удивительное во все времена». Как человеку, Миронову были присущи такие замечательные свойства, как ум, ироничность и артистичность. Рассказывая о съемках этого фильма, которые проходили в Сочи и Гаграх, режиссер вспоминала об атмосфере, царящей на площадке. «Когда Андрей появлялся на съемочной площадке, его буквально брали в осаду поклонницы, требуя автограф. На мой окрик: «Уберите женщин от камеры!», он не менее экспрессивно отвечал: «Всех не перевешаете». Получив за эту картину двойной гонорар, Андрей Миронов заявил Суриковой: «Ни одна женщина на свете не платила мне таких денег».

Режиссер Алла Сурикова и актер Андрей Миронов подружились. Следующая их совместная работа – «Человек с бульвара Капуцинов» – принесла режиссеру едва ли не всемирную известность и давно уже стала классикой российского кино. Вспоминая работу над этим фильмом, Сурикова призналась, что взялась за этот сценарий исключительно «по женскому легкомыслию» – до сего времени вестерны в России снимать было не принято.

В конце творческой встречи режиссер предложила зрителям разыграть призы за лучший вопрос из зала. Вопросов было много, и выбрать лучший из них оказалось непросто. Отвечая на вопрос, чем отличается режиссер-женщина от режиссера-мужчины, Сурикова ответила, что как преподаватель режиссуры она уверена: сейчас в кино женщины идут большим потоком и снимают при этом не хуже, а намного лучше мужчин. «Это женская профессия, – считает Сурикова. – Иногда женщина может добиться большего там, где мужчина не пройдет. Мужчина обычно рубит с плеча, а женщина кого-то поругает, но кого-то и погладит».

С легкостью режиссер отмела сомнения зрителей в существовании в современном кинематографе хороших актеров. «Это неправда! – воскликнула она. – Талантливых актеров много, просто время изменилось очень сильно. К сожалению, сейчас актеры вынуждены растрачивать себя в сериалах, бегая из одного в другой и нивелируя свои амплуа…». Сурикова рассказала, что очень любит молодых актеров и считает необходимым помогать им в получении хорошего сценария и серьезного режиссера. «Общение с молодыми – это всегда взаимное обогащение», – говорит она.

Лучшим Алла Сурикова признала вопрос журналиста газеты «Гатчинская правда», который звучал так: «Что для вас съемочная площадка – лаборатория алхимика, где рождаются не всегда предсказуемые образы, или место, где вы реализуете уже готовые идеи? Есть ли сценарий у жизни? Поддается ли она режиссуре?». «Главный момент творчества для меня заключается в подготовительном этапе, – ответила она. – Это период, когда я работаю со сценарием, когда могу спокойно придумывать, когда выбираю артистов и набираю съемочную группу. А на съемочной площадке идет производство, и здесь я обязана видеть уже на 360 градусов. Конечно, импровизирующий, талантливый актер прекрасен, и здесь, на площадке работает его талант. А я должна отобрать, проследить, увидеть, чтобы все было хорошо, чтобы у людей сохранялось творческое состояние. И, конечно же, чтобы все были накормлены, чтобы у них было место для отдыха…».

В качестве приза финалист импровизированного конкурса на лучший вопрос получил книгу из серии «Любимое кино», посвященную «Человеку с бульвара Капуцинов» и отмеченную автографом режиссера.

Юлия ЛЫСАНЮК