ДЕНИС РОЧЕВ – ЛУЧШИЙ УЧИТЕЛЬ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ДЕНИС РОЧЕВ – ЛУЧШИЙ УЧИТЕЛЬ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

В Гатчинском педагогическом колледже им. К.Д. Ушинского прошел областной этап конкурса «Учитель года – 2014». По доброй традиции этот конкурс становится определенной лестницей успеха для учителей, которые могут продемонстрировать свои авторские и новаторские методики широкой публике. Тем приятнее, что из шести участников финального тура двое представляли наш Гатчинский район.

Евгения Владимировна Райцева – учитель русского языка и литературы школы № 4 г.Гатчины – стала участницей конкурса, благодаря победе сначала на муниципальном, а потом и окружном этапе конкурса. Денису Игоревичу Рочеву – учителю немецкого языка Гатчинской гимназии «Апекс» – стать финалистом помогла победа в конкурсе «Лучший учитель немецкого языка России».

Областной этап конкурса включал три конкурсных задания: мастер-класс, разговор с обучающимися и открытую дискуссию.

Евгения Владимировна Райцева посвятила свой мастер- класс проблеме падения интереса к чтению в современном обществе. Она уверена, что детям с малых лет нужно прививать любовь к чтению. Но недостаточно просто дать ребенку в руки книгу, нужно еще и помочь ему понять произведение, пройти с ним этот, порой длинный, путь. Во время своего импровизированного урока Евгения Владимировна показала свои методы работы с текстом. Класс, в роли учеников которого в этот день выступали коллеги-учителя, разбирал рассказ Александра Костюнина «Поводырь». Ученики сначала обсудили название рассказа и его возможные значения, потом поговорили о смысле эпиграфа, по очереди читали вслух и задавали чтецу вопросы. Такой необычный подход помог педагогу на протяжении всего урока сохранить интригу и удержать интерес учащихся к художественному произведению. Профессионализм Евгении Владимировны проявился и в том, что, стоило ей только закончить свое выступление, как прозвенел звонок жюри, говорящий о том, что время, отведенное на испытание, вышло. А значит, педагог эффективно распределил каждую минуту урока.

Многие участники конкурса, проводя мастер-класс, пошли по пути инсценировки урока и работы с учениками, чего нельзя сказать о Денисе Игоревиче Рочеве. Молодой учитель немецкого языка с большим опытом работы бодро вбежал на пустую сцену и приступил к мастер-классу, основная часть которого была посвящена диалогу с залом. Таким образом Д.И. Рочев хотел показать, как можно задействовать всех учеников класса во время урока. Ведь зачастую часть класса остается неохваченной и попросту отсиживается на уроке. Причина этого, по мнению Дениса Игоревича, не в отсутствии мотивации или интереса к изучаемому предмету, а в структуре самого урока. Именно поэтому Рочев предлагает использовать метод «кооперативного обучения», когда ученики класса находятся в постоянном диалоге друг с другом. Это поможет не только лучше освоить предмет, но и научит общению, поможет с социальной адаптацией в будущем, а также даст возможность отстающим школьникам поверить в себя и свои знания.

«Обучение не заканчивается со звонком или окончанием учебного года, а высокие отметки не гарантируют блестящей карьеры в будущем. Чтобы вести активную жизнь, создать семью, нужно обладать необходимыми социальными компетенциями. И те учителя, которые используют на своих уроках методы кооперативного обучения, дают толчок для будущего успеха своих учеников», – закончил свое выступление Рочев. Его выступление вызвало в зале бурные аплодисменты, а вопросы, которые задавало жюри, были больше похожи на комплименты.

Во время областного этапа конкурса «Учитель года» педагогам также предстояло продемонстрировать свое умение и готовность выходить из любой ситуации и иметь ответы на любые вопросы учеников. Так, Евгения Владимировна обсуждала с ребятами, что важнее в наше время: справедливость или милосердие, а Денис Игоревич пытался выяснить, что же такое интернет: мусорная корзина или кладезь мудрости.

Участие в финальном раунде «Открытой дискуссии» позволило конкурсантам в течение 30 минут порассуждать на тему «Индивидуальный подход к обучению в массовой школе: реальная перспектива или неразрешимая проблема?».

По итогам конкурса жюри присудило безоговорочную победу гатчинским педагогам. Денис Рочев стал победителем областного этапа конкурса «Учитель года 2014», а Евгения Райцева – лауреатом конкурса, получив по сумме баллов в общем зачете второй результат.

Комментируя итоги, Евгения Владимировна призналась, что этот конкурс стал для нее, прежде всего, возможностью набраться опыта, посмотреть, как работают другие педагоги, узнать новые методики в преподавании. «К сожалению, подготовка к этому конкурсу отняла много времени, которое пришлось забрать у своих учеников в школе, обделить их своим внимание», – слова настоящего учителя.

А вот лучший учитель Ленинградской области признался, что идея для мастер-класса пришла к нему в Кельнском соборе. Необходимость объяснить туристу, как пройти к собору, стала отличной идей, которая, наряду с другими навыками педагога, и была с успехом использована. «Я рассчитывал на победу. Знал, что у меня есть, что показать своим коллегам, и мой опыт будет им интересен», – поделился Денис Игоревич.

Теперь Д.И. Рочев отправится представлять Ленинградскую область на Всероссийском этапе конкурса «Учитель года 2014», который пройдет осенью в Москве.

Ирина ХРУСТАЛЁВА

Фото Владислава ТОЛЧИНА