ФЕСТИВАЛЬ «ЛУКОМОРЬЕ»: ИСКУССТВО РАДОВАТЬ СЕРДЦА

В начале июля в Гатчине проходил IV Открытый фестиваль лоскутного шитья «Лукоморье». В этом году к нам приехали 70 лучших мастериц пэчворка из разных концов России. На строгий суд жюри было представлено более 100 уникальных работ. Тема нынешнего фестиваля – «Возрождение» во всех смыслах этого слова.

Организаторы фестиваля устроили настоящий праздник любителям рукоделия, давно уже перешедшего грань ремесла. На конкурс принимались декоративные панно, покрывала, одеяла, интерьерные объемно-пространственные композиции исключительно авторской работы.

Средоточьем «Лукоморья» стали выставочные залы Музея истории города Гатчины, где были вывешены конкурсные работы. Однако «карта» фестиваля оказалась много шире, охватывая весь район. Место для выставочных проектов предоставили библиотеки, музеи и клубы Гатчины, Суйды, Рождествено, Выры, Белогорки, Карташевской, Прибытково, Вырицы – всего 16 выставок ведущих мастеров и клубов лоскутного шитья, многие из которых будут работать до конца июля.

На открытии фестиваля «Лукоморье», которое состоялось 5 июля в актовом зале музыкальной школы им. Ипполитова-Иванова, собрались те, чьи имена давно уже на слуху у поклонниц одного из самых изысканных видов рукоделия. Основательница и организатор «Лукоморья», руководитель квилт-студии «Гатчина» Наталья Косьянковская была кратка в своей приветственной речи. Да и что тут скажешь, когда все знают, что их ждет в ближайшие три дня – сплошные открытия, эстетическое удовольствие и ценнейший обмен опытом.

Председатель ассоциации мастеров лоскутного шитья Римма Рыбина обозначила одну из главных задач фестиваля «Лукоморье»: выйти за рамки сложившейся за долгие годы узкой группы мастериц, привлекая к этому искусству как можно больше людей извне. Она с удовольствием отметила, что за минувшие годы фестиваль в этом отношении значительно продвинулся. Во-первых, заметно расширилась его география, охватывая буквально всю страну, во-вторых – он продолжает молодеть на глазах. Римма Рыбина познакомила зрителей с самой молодой участницей «Лукоморья» – Ксенией Шляковой. Талантливая девушка (Ксении всего 21 год) приехала к нам из Костромской области. Не менее энергичной оказалась и самая старшая участница фестиваля. Валентине Кузьминой, привезшей в Гатчину из Выборга целый цикл своих работ, исполнилось «всего» 84 года.

Именитая участница многих международных фестивалей пэчворка, Римма Рыбина заметила, что высокий авторитет русских мастеров является уже общепризнанным фактом. «Наши работы – особенные, их ни с чем не спутаешь, – подчеркнула она. – В отличие от «запада», который движется в рукодельном искусстве в сторону упрощения, наши мастера отличаются креативностью и бесстрашным воображением».

Участницам фестиваля представили жюри, которое и на этот раз оказалось «звездным» и очень компетентным. В роли судей выступили Наталья Меренцева, Зинаида Ревчук, Любовь Хоманько, Александра Якуничева и Александр Симуни. Все – члены Союза художников, профессиональные дизайнеры и знатоки в области художественного текстиля. В своем напутственном слове мастерицам председатель жюри Александр Симуни подчеркнул, что все они, вне зависимости от занятых мест, уже являются победительницами. «Ваша победа в том, что все вы смогли преодолеть скучную, однообразную жизнь и сделать из нее праздник», — сказал он.

Помимо приветственных речей устроители фестиваля подарили мастерам замечательный концерт, в котором приняли участие как творческие коллективы Гатчины и района, так и сами участники «Лукоморья».

Самая, пожалуй, главная и волнующая часть фестиваля – оценка и разбор конкурсных работ – началась в тот же день. К трем часам пополудни все «виновники торжества» переместились в Музей истории Гатчины, где им объяснили, как будет проходить этот процесс и по каким критериям предполагается оценивать работы. Отметим, что в рамках фестиваля на многих его площадках проходили мастер-классы по лоскутному шитью таких мастеров, как Таисия Зотова, Валентина Еремина, Ольга Конькова. Но самым ценным из них – воистину, всем мастер-классам мастер-классом! – стал именно этот, конкурсный, эпизод. Жюри внимательно изучало каждую из ста конкурсных работ и разбирало ее во всех подробностях, критикуя либо одобряя руку и стиль мастера.

Работы оценивались жюри по следующим параметрам: интересное композиционное решение, колористическое решение, нестандартное видение темы, образное мышление автора, владение техникой современного лоскутного шитья, а также сохранение и развитие традиционных приемов рукоделия. Слушать подробный разбор каждой работы было само по себе очень увлекательно – насколько, оказывается, непросто соединить в целое разноцветные и разнофактурные кусочки ткани, не нарушая при этом стилевое единство работы! А авторы получили уникальную возможность увидеть слабые и сильные стороны своих работ, запасаясь новыми знаниями на будущее.

А богатство красок, сложность композиций и неограниченная фантазия русских лоскутных мастеров действительно поражают воображение. Причем отмечают это не только дилетанты, но и профессиональные художники, которые уж точно искушены по части любых творческих проектов.

«Когда вижу подобную работу, я неизменно прихожу в восторг, – признается посетительница выставки, художница Валентина Бахматова. – Сколько людей умеют делать прекрасное своими руками! Такая свобода, такой подъем именно народного искусства стали возможны только сейчас, когда мы приходим к осознанию собственной индивидуальности, постепенно изживая универсальность, безличность в себе, доставшиеся нам от советской эпохи».

Параллельно искусствоведческому анализу, проводимому жюри, в одном из залов Музея истории Гатчины проходил мастер-класс по шитью и вышиванию на швейных машинках от генерального спонсора фестиваля, сети магазинов «Мир шитья».

По словам одного из мастеров, Анастасии, суть такого урока – показать гостям, что для того, чтобы заниматься пэчворком, не нужно обладать какими-то специальными знаниями и умениями. Достаточно иметь под рукой нитки, иголки, трафарет и швейную машинку. И, конечно же, материал. Кстати говоря, в первый день фестиваля в Музее истории можно было приобрести необходимые инструменты и качественные ткани от «Мира шитья». Тут же, на месте, новичкам предлагали научиться делать простое панно в технике флик-фляк.

Итоги конкурса были подведены в понедельник, 7 июля, после чего состоялась церемония награждения победителей. По словам Натальи Косьянковской, мастерство конкурсантов из года в год растет, их работы становятся все более сложными и глубокими по смыслу. Но – всегда есть куда расти. «Нужно стремиться к тому, чтобы работа была – просто «Ах!»», — подчеркнула она.

Все участники фестиваля получили грамоты и памятные подарки. Места победителей распределились следующим образом.

Третье место досталось Школе высшего мастерства под руководством С.И. Петровой из республики Саха, Якутск (за цикл работ).

Второе место занял коллектив клуба «Штучка» под руководством В.А. Ереминой из Соснового Бора (арт-проект «Начинает сказка сказываться»).

Почетное первое место завоевала студия «Цветной мир» под руководством Н.И. Небогаткиной из Подольска (панно «Рукам работа – душе отрада»).

Высшая награда фестиваля – Гран-при – досталась Валерии Ивановой из республики Коми (панно «Завалинка гуляет»).

Приз зрительских симпатий заслужила самая юная участница конкурса Ксения Шлякова (Нерехта, Костромская область). Приз генерального спонсора фестиваля достался старейшей мастерице Валентине Кузьминой (Выборг).

Отметили на фестивале и работы гатчинских мастериц. Поощрительный приз достался Елене Шабалиной за панно «Домик Щербова». Елена Бочина была отмечена наградой Ассоциации мастеров лоскутного шитья России за «Гатчинский альбом».

По традиции по завершении фестиваля его организаторы должны были объявить тему следующего «Лукоморья», однако Наталья Косьянковская решила на этот раз отступить от правил, предложив выбрать ее путем голосования, которое еще впереди. В любом случае, чему бы ни был посвящен очередной, уже пятый фестиваль «Лукоморье», который состоится в 2016 году, он наверняка будет таким же добрым и теплым, как предыдущие. Ведь лоскутное шитье – особое искусство. В каждую работу традиционно вкладываются не только талант и упорство мастерицы, но и тепло ее рук, а руки не умеют притворяться и обманывать.

Юлия ЛЫСАНЮК

Фото Владислава ТОЛЧИНА и автора