ГАТЧИНСКАЯ ПОЧТА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

ГАТЧИНСКАЯ ПОЧТА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

На сегодняшний день «Почта России» представляет собой крупнейшую сетевую инфраструктуру, связывающую государство с населением и осуществляющую огромный спектр важных услуг. Объем задач, который выполняет это предприятие, поражает воображение, но есть у российских почтовиков и определенные трудности, с последствиями которых мы часто сталкиваемся как в городе, так и на селе.

В январе нынешнего года произошло повышение заработной платы сотрудникам «Почты России». О том, как это отразилось на работе Гатчинского почтамта, о ситуации на этом предприятии на сегодняшний день и перспективах дня будущего мы поговорили с начальником Гатчинского почтамта Галиной Мельник.

– Вопрос с кадрами всегда был острым для почты. Как выглядит кадровая ситуация в Гатчинском районе сейчас? Какие сотрудники наиболее востребованы?

– В нашем районе кадровая ситуация, к сожалению, неблагоприятная. Укомплектованность штата у нас сейчас составляет 91%, и это очень критично для нас. Нам недостает около 30-35 работников по всему району. Отсутствуют три начальника отделения связи – в Кобрино, Сусанино и Войсковицах. Не хватает около 15 операторов почтовой связи и примерно столько же почтальонов. Открыты вакансии для специалистов аппарата управления. Нам нужен инженер по охране труда, специалисты коммерческой и эксплуатационной групп.

– С чем это связано?

– Причина, в первую очередь, заключается в том, что мы пока не можем, к сожалению, предложить заработную плату, конкурирующую с коммерческими структурами. Имеет значение и близкое расположение Гатчины к Санкт-Петербургу. Как известно, около 40% трудоспособного населения ездят на работу в город, так как зарплаты там существенно выше.

– Где ситуация тяжелее всего?

– Из 51 почтового отделения во всем районе девять находятся в Гатчине. Ситуация в Гатчине с начальниками отделений, их заместителями и почтальонами выровнена. К сожалению, большая текучесть у нас в городе среди операторов связи.

Основная проблема сейчас сконцентрирована в районе, в сельских населенных пунктах. Это, конечно, тоже связано с заработной платой, которая всегда различалась в городе и районе. На нашем предприятии есть разделение отделений связи по классу – в зависимости от объема услуг, оказываемых населению.

– Насколько реально изменились зарплаты после произошедшего повышения?

– Для того чтобы как-то стабилизировать ситуацию, «Почта России» в 17 крупных филиалах в последнем квартале прошлого года производила дополнительную оплату, введя премиальный фонд. А с 1 января у нас произошло официальное повышение окладов. К сожалению, оно оказалось неравноценным – в городе зарплату почтовым работникам увеличили на 33%, а в селе – всего на 23%. Также на 23% увеличили оклады аппарату управления. В результате этот разрыв в окладной части еще больше увеличился и создал очередной дисбаланс.

Как видим, результаты «первой волны» повышения зарплат оказались не очень положительными. К тому же, одновременно с этим произошли изменения и в так называемом дополнительном премировании. Если раньше ежемесячно планировалось премировать отделения связи при выполнении плана от 90% и выше, то сейчас эта цифра составляет 95%. При этом несколько снизился размер ежемесячных премиальных, сейчас он составляет 5-15%.

Добавлю, что есть у нас и так называемое сетевое премирование – за дополнительные услуги «Почты России», например, за оформление подписки (сейчас это 4% от принятой суммы).

– Каковы перспективы привлечения новых работников, улучшения финансовой ситуации?

– Степень востребованности рабочих мест на почте очень сильно зависит от экономического уровня региона. Если это федеральный административный центр или, например, регион, в котором сконцентрировано промышленное производство, где очень высока конкуренция за сотрудников с коммерческими организациями – это формирует определенные финансовые условия на рынке труда. Наверное, это первое и основное препятствие при найме персонала. Добавим, что мы, как государственная компания, не можем конкурировать на уровне зарплат с коммерческими предприятиями.

В том, что касается улучшения ситуации, я надеюсь, в первую очередь, на планы нашего руководства. Для ФГУП «Почта России» были поставлены задачи к 2016-2018 году осуществить планомерную динамику, направленную на увеличение заработной платы для того, чтобы она была конкурентоспособной на местах.

В целом, мы интересны как государственное предприятие с официальным трудоустройством, «белой» зарплатой, наличием рабочих мест на селе и в городе в непосредственной близости от места проживания.

– Много ли претензий к обслуживанию? О чем чаще всего идет речь?

– Основные претензии наши клиенты предъявляют, конечно же, к качеству обслуживания. Многих также смущает качество доставки или работа почтальона. Конечно, мы работаем с этими претензиями, ищем причины и пытаемся их устранить. Для нас это дополнительный стимул стремиться к совершенству. Кому-то не нравится внешний вид или внутренняя обстановка наших почтовых отделений. Для нас это большая проблема, потому что мы сами должны содержать их, что связано с большими трудозатратами. Многие хотят, чтобы отделение связи работало дольше, например, до 20 часов. И если в городе мы можем себе это позволить, то в селе это затруднительно. С другой стороны, количество таких претензий ничтожно мало по сравнению с тем объемом работ, который мы производим. Одной лишь простой корреспонденции за месяц мы обрабатываем и доставляем 115-120 тысяч, заказной – 65 тысяч, печатных изданий – 27 тысяч, посылок – 9 тысяч, ценной корреспонденции – около 9 тысяч.

– Многие спрашивают, насколько оправданна продажа так называемых сопутствующих товаров на почте?

– Когда этот проект запускался, «Почта России» была фактически единственным «сетевым» предприятием в стране. В наши дни городская торговля продолжает активно развиваться, и мы постепенно сокращаем продажу сопутствующих товаров на почте. С другой стороны, этот проект до сих пор остается принципиально оправданным для отдаленных поселений.

– Галина Владимировна, опишите, пожалуйста, общее положение «Почты России» на сегодняшний день. Какие перемены ждут ее в ближайшем будущем?

– На сегодняшний день «Почта России» развивается в направлении любого современного предприятия – оптимизируя свои бизнес-процессы и стремясь максимально удовлетворять потребителя своих основных услуг. За прошедший год было отработано очень много технологических вопросов. Были открыты новые места международного обмена, проведено разделение потоков международной корреспонденции.

В том, что касается нашего региона, по результатам проверки Роскомнадзора по соблюдению контрольных сроков пересылки корреспонденции, у нас один из самых высоких показателей — 96%. Мы можем развиваться и здесь на местах — при эффективном управлении самого ФГУП.

Сегодня «Почта России» находится на пороге необходимых перемен. В этом году должен быть доработан и предложен на рассмотрение общественности и парламенту новый закон о почтовой связи. Осенью на публичное обсуждение представят Стратегию развития почтовой связи в стране.

Новым значительным шагом станет развитие на базе почтовых отделений инфраструктуры по предоставлению государственных и муниципальных услуг. В соответствии с Указом президента к 2015 году 90% населения нашей страны будут иметь доступ к получению таких услуг по принципу «одного окна». К 2018 году до 70% граждан смогут получать их в электронной форме.

«Почта России» продолжает внедрение новых востребованных населением услуг. В течение 2014 года в отделениях почтовой связи по всей стране появится возможность обслуживания пластиковых карт любых банков по системе бесконтактных платежей. Будет развиваться и собственная услуга «Почты России» – «Почтовая карта». Жители даже самых удаленных районов страны получат равную возможность пользоваться безопасными и современными банковскими услугами.

Гатчинский район в ближайшем будущем тоже ждут некоторые изменения. Возможно, у нас откроется еще одно отделение связи – в Коммунаре, где уже назрела эта потребность в связи с увеличением населения.

Не так давно состоялось подписание соглашения с администрацией Гатчинского района о сотрудничестве в сфере совершенствования и развития почтовой связи между ФГУП «Почта России». На сегодня такие соглашения мы подписываем и с главами районных поселений. Это даст нам возможность улучшить взаимодействие с органами местного самоуправления в разных направлениях. Это и укомплектование штата, и помощь в содержании почтового отделения, и решение проблемы бродячих собак и подъездных путей.

Для нас всегда важна обратная связь с поселениями района. Укрепляя ее, мы сможем более эффективно работать на местах.

– Благодарю вас за интервью Галина Владимировна.

Юлия ЛЫСАНЮК