ЯВЛЕНИЕ КУПРИНА В УСАДЬБЕ ЩЕРБОВА

В воскресенье, 6 сентября, в усадьбе Щербова прошел второй по счету литературно-исторический фестиваль, посвященный дню рождения А.И. Куприна. В уютном, залитом солнечным светом осеннем саду снова на один день воцарилась атмосфера начала прошлого века – еще до всяких исторических потрясений и крутых поворотов в судьбе России.

Александр Куприн был частым гостем усадьбы Щербова на бывшей улице Ольгинской (ныне Чехова). Здесь всегда его ждали близкие друзья, здесь часто собиралась веселая творческая компания известных писателей, поэтов, художников, артистов, музыкантов. Насыщенная откровениями и вдохновением атмосфера Серебряного века привлекала сюда Ф. Шаляпина, А. Грина, Ал. Толстого и многих других.

Сценарная программа купринских гуляний была очень обширной. Во время концерта зрители смогли послушать и увидеть миниатюры по произведениям Куприна, Саши Черного, Маяковского, Игоря Северянина. Звучали старинные романсы и песни. Настоящим украшением праздника стали выступления гатчинского театра костюма «Катюша».

Гостей купринского праздника на этот раз ждали еще два творческих сюрприза. На поляне перед домом Щербова расположилась выставка гатчинского художника Владимира Монахова, которую представлял его сын Даниил. А в самом доме, в маленьком выставочном зале можно было посмотреть замечательную персональную выставку театрального художника Леонида Пережигина – с макетами и эскизами декораций различных постановок, эскизами костюмов и театральными плакатами.

В роли хозяина усадьбы Щербова на этот раз был, конечно же, сам Куприн. Его незримое присутствие наблюдалось во всем – в медлительном променаде изысканно одетых дам и мужественных кавалеров в мундирах, в оживших героях его книг и, конечно же, в самих его произведениях, сценки из которых разыгрывались в саду, на летней эстраде.

Но на этот раз Александр Иванович не захотел быть просто немым свидетелем праздника. Устроенный в доме Щербова спиритический сеанс стал поводом для его появления наяву. Над круглым столиком в темном холле зазвучал его искаженный временем голос, замелькали странички жизни, которые Куприн пожелал показать притихшим от неожиданности гостям. Его слова, полные иронии и горечи одновременно, время от времени перемежались с голосами его современников… Голосами тех, кто в силу своей мудрости всегда осознавал трагичность жизни, и в то же время прелесть ее и богатство.

Второе явление Куприна было совершенно осязаемым и зримым – уже в саду. Сидя в одиночестве под старой усадебной стеной, Александр Иванович задумчиво наблюдал за сценическим действом и публикой, что-то попутно набрасывая у себя в блокноте. Кто знает, какие новые образы родятся у него на этот раз, и не будут ли персонажи его будущих произведений похожи на нас – с поправкой всего на одну сотню лет?

И снова над усадебной поляной звучал вальс, и снова он прерывался грозными звуками надвигающейся войны. Взволнованный голос читал Манифест об отречении государя императора, а вот и он сам обратился к публике, играя желваками и сжимая эфес сабли. Под звуки «Прощания славянки» прошел отряд солдат во главе с офицером.

Россия уходила на войну, еще не зная, что ее ждет в будущем…

Зато все давно знал сам Куприн – писатели и поэты часто бывают провидцами. «…Смерть – паскудная штука. Так давайте себе хоть немного любви в промежутке…» И еще: «…Я хотел бы смотреть на жизнь глазами каждого человека, которого встречаю…», — признавался Куприн, делясь, быть может, с нами источником своего вдохновения.

В силу таланта, неисчерпаемости и многогранности своей натуры Александр Куприн вызывал и продолжает вызывать жгучий интерес как к своим произведениям, так и к своей личности и судьбе. Его исследователи и поклонники продолжают открывать новые грани его жизни. 20 сентября в 12 часов в библиотеке им. Куприна состоится очередная творческая встреча в рамках проекта «Литературная суббота». Тему «А.И. Куприн и лошади» представит гатчинцам главный библиотекарь «Купринки» Алена Тришина.

Юлия ЛЫСАНЮК

Фото Артемия ИВАНОВА