Владимир Серебряков: искусство запечатлённого мгновения

Владимир Серебряков: искусство запечатлённого мгновения

В гатчинском Центре информационных технологий (ул. Рощинская, 19) состоялся первый вернисаж художественного сезона 2015 года. Яркие, глубокие акварели петербургского художника Владимира Серебрякова оказались как нельзя более уместны именно сейчас, в переменчивом и смутном январе – ведь даже его зимние пейзажи исполнены предчувствия чуда, радостного ожидания неожиданного…


Название для этой выставки – «Пятьдесят акварельных фраз» – выбрано неслучайно, ведь она – одновременно персональная и юбилейная. Пятьдесят прожитых лет, ровно пятьдесят удивительных работ в экспозиции, охвативших несколько периодов и тем творчества Владимира Серебрякова – квинтэссенция пройденной наполовину земной жизни, притом, что главный герой свой «лес», свое пространство творит сам, и получается это у него отнюдь не сумрачно.

Владимир Серебряков работает в редкой акварельной технике «по-сырому», или в технике «мокрой» акварели, и, как заметил его друг и коллега «по цеху» акварелист Анатолий Засидкевич, достиг в ней совершенства. Действительно, эта техника считается одной из самых сложных, ведь в ней приходится красить по абсолютно мокрому листу. Для новичка «мокрая» акварель всегда таит элемент неожиданности – трудно предугадать, как именно поведет себя на листе краска. И это притом, что в акварели нельзя ошибаться – каждый лишний мазок исправить уже невозможно. Акварельный мастер Владимир Серебряков с этой «неуправляемостью» справляется изумительно.

Обычно акварель дает эффект полупрозрачности, размытости и некоторой призрачности образов – в ней очень трудно добиться глубокого тона. Работы Серебрякова по сочности тонов приближаются к масляной живописи. «У Владимира это заложено от природы, – отмечает Засидкевич. – Я бы назвал это творческой интеллектуальностью…».

Говорят, что акварель лучше всех остальных жанров искусства передает настроение, погружает в тему. Это в полной мере относится к «бессюжетным» работам Серебрякова – пейзажам, натюрмортам. Яркие ирисы и маки – эмоция тихого, радостного любования красотой природы. Умирающие в снегу осенние листья – размышления на тему хрупкости, но и вечности этой же красоты. В серебристо-голубых тонах выполнены «Снегири». Однако и здесь унылая, серая зима расцветает на глазах, подсвеченная теплыми огоньками в окнах старинного особняка. Ярко-красные точки-мазки, рассыпанные по листу, – птицы, движения которых, кажется, можно уловить боковым зрением.

Несколько работ на выставке посвящены святым местам – так отразил свой опыт паломничества мастер, запечатлев в акварелях монастыри Метеоры, Афона, русского Северо-Запада и средней полосы. Многие из этих храмов нерукотворны – человек только обыграл и использовал для величания Бога и своих молитв к Нему грандиозные сооружения, воздвигнутые самой природой – горы, залежи камня и мела.

С совершенно другой стороны раскрывается в акварелях Серебрякова Петербург – город строгих линий и неярких оттенков. Так, в иные краткие мгновения может ослепительно сверкнуть под солнцем набережная, начисто вымытая весенним дождем. В темных, глубоких и, в то же время, неожиданно ярких тонах – кирпично-красных, синих, зеленых, желтых – выполнены «Крыши Петербурга». Не так ли видят города птицы с высоты своего полета?

Особое место в творчестве Владимира Серебрякова занимает Гатчина. «Пятьдесят акварельных фраз» – не первая выставка художника в нашем городе. Его акварели выставлялись в свое время в гатчинском Дворце-музее, галерее Центра информационных технологий, библиотеке им. Куприна. Одну из выставок он назвал «Любимый город жены художника». Действительно, жена Серебрякова – искусствовед по профессии – выросла в Гатчине, передав любовь к родным местам и своему мужу. Для Владимира Серебрякова Гатчина – не только красивый, уютный город, в котором, по его признанию, хочется жить и творить. Это город с великолепной архитектурой, насквозь пронизанный историей, искусством, творчеством больших литературных мастеров. Город, самобытность которого хочется сохранить, удержать хотя бы на акварельной бумаге.

«Уходящая» Гатчина в акварелях Серебрякова – это прошлое, робко, но ярко проступающее через серые будни настоящего. Это старинные аллеи Гатчинского парка. Это буйная сирень, посаженная еще в незапамятные времена и заполонившая весь город. Это старый деревянный дом, живущий под охранительной сенью храма. Это рябина, выглядывающая из-за деревянной изгороди палисадника…

Остается добавить, что открытие выставки сопровождалось замечательными фортепианными импровизациями гатчинского музыканта Валерия Антипина, подчеркнувшими «акварельное» настроение вернисажа.

Член Союза художников России и Санкт-Петербургского Общества акварелистов Владимир Серебряков – родом из Воронежской области. Он – участник многих российских и зарубежных выставок (Санкт- Петербург, Москва, Париж, Хельсинки, Лондон, Мехико, Лозанна).

Юлия ЛЫСАНЮК