Егерская слобода: в поисках утраченного времени

В пятницу, 6 февраля, Музей истории города Гатчины презентовал документальный фильм Ростислава Мацегоро «Егерская слобода». В 20-минутной ленте рассказывается об истории возникновения, расцвета и упадка одного из самых красивых исторических районов Гатчины.

История Гатчины как императорской резиденции тесно связана с трехсотлетней историей российского императорского двора. Как историческое место и уникальный архитектурный ансамбль, город продолжает привлекать пристальное внимание исследователей, туристов и просто любителей старины. К сожалению, время берет свое, и уникальный исторический облик некоторых районов Гатчины ныне безвозвратно утерян. Над тем, чтобы сохранить по максимуму город для потомков, неустанно трудятся историки, краеведы и, конечно же, музейные работники. Продолжается плодотворное сотрудничество двух гатчинских музеев – музея-заповедника «Гатчина» и музея истории Гатчины, начавшееся с воссоздания в макете облика утраченной крепости Ингербург.

На этот раз сотрудники двух музеев представили гатчинцам очередную совместную работу – документальный фильм режиссера Ростислава Мацегоро «Егерская слобода». В фильме, который снимался в течение года, как в капле воды отразилась история этого уютного, насыщенного воспоминаниями уголка Гатчины.

По словам Ростислава Мацегоро, создание этого фильма преследовало две цели. Во-первых, это необходимость сохранить остатки старины на территории знаменитой императорской охоты. Вторая, не менее важная цель — привлечь к Егерской слободе внимание не только широкой общественности, но и нынешних обитателей этого района, от которых во многом зависит его внешний вид и сохранность.

Егерская слобода возникла в период с 1857 по 1860 годы по указу нового императора Александра II, который был страстным охотником. Именно в Гатчину, на берега реки Колпанки была переведена придворная императорская охота, повлекшая за собой на западной окраине города строительство целого поселка с развитой инфраструктурой.

По проекту, разработанному архитектором Георгом Гроссом, здесь была построена целая улица одинаковых жилых домов для семейных лагерей, казарма для холостых егерей, здание управления охоты, школа, кузница, водокачка, баня с кухней и лазаретом для больных собак и многое другое – всего около 60 различных построек. Каждый из семнадцати жилых домов на главной улице (сейчас – ул. им. Комсомольцев-Подпольщиков) представлял собой бревенчатую избу-пятистенок на прочном массивном фундаменте, украшенную искусной резьбой. В каждом доме располагалось по четыре квартиры. Главная улица была вымощена булыжником, вдоль дорог были высажены липовые аллеи, кусты сирени, разбиты цветники и клумбы.

Основным видом императорской охоты была псовая охота. С помощью собак разных пород – борзых, легавых, гончих, сеттеров, меделян – здесь охотились на кабана, волка, медведя, зайцев. В Егерской слободе была большая псарня с кухней для собак. В «охотничьей» части слободы имелись садки с дикими зверями для травли и натаскивания молодых собак.

В 1880-х годах архитектурный ансамбль Егерской слободы пополнился зданием церкви Покрова Пресвятой Богородицы, действующей и поныне. Эскиз проекта храма был подготовлен архитектором Д.И. Гримом, а сам проект утвержден императором Александром III.

Некоторые дома Егерской слободы сохранились до наших дней, в них сейчас живут гатчинцы. Однако в наши дни трудно себе представить, как этот район выглядел сотню лет назад. В фильме Ростислава Мацегоро использованы уникальные документы дореволюционной поры, старые фото и кадры документальной хроники. В день презентации фильма Музей истории Гатчины получил замечательный подарок от жителя Егерской слободы, потомка одного из императорских егерей – Бориса Фетинга. Он вручил сотрудникам музея уникальные документы эпохи более чем столетней давности, относящиеся к быту императорских егерей.

Создатели фильма предполагают использовать его для пешеходных экскурсий по городу и, в частности, по Егерской слободе, для тематических вечеров и исторических показов в Музее истории города Гатчины.

Юлия ЛЫСАНЮК