Лучшие учителя страны встретились в Гатчине

Лучшие учителя страны встретились в Гатчине

В Гатчине прошел межрегиональный фестиваль педагогического мастерства.


«Все лучшее, что рождается в Гатчине, имеет продолжение», – подчеркнула на открытии фестиваля глава администрации Гатчинского муниципального района Е.В. Любушкина. По ее словам, когда родилась идея собрать гатчинских педагогов и провести мастер-класс преподавателя Пекинского университета, нашего земляка И.Б. Смирнова, никто не ожидал, что задуманная творческая встреча вырастет в столь представительный форум.

Успешной работы и новых творческих обретений участникам фестиваля пожелали вице-губернатор Ленинградской области Н.П. Емельянов и председатель комитета образования С.В. Тарасов. На открытии говорили, как много зависит от учителя, а о самом образовании – как о мощном ресурсе повышения качества жизни человека и развития экономики страны.

В зале Гатчинского Дома культуры встретились победители конкурса «Учитель года России – 2014», победители и лауреаты конкурсов профессионального мастерства разных лет из Ленинградской, Московской, Самарской, Калужской областей, Санкт-Петербурга и Республики Татарстан, методисты, члены учительских объединений и социальные партнеры. Всего – более 300 человек. Одним фестиваль предоставил возможность продемонстрировать свои лучшие практические наработки, а другим – изучить передовой опыт, накопленный в нашей стране.

«Для учителя нет большей благодарности и гордости, чем видеть, как твое дело продолжают ученики. Я же чувствую большую гордость за Гатчину и Россию», – обратился к участникам фестиваля абсолютный победитель конкурса «Учитель года России – 2002», заслуженный учитель России, обладатель золотой медали Кембриджа И.Б. Смирнов. Благодаря победе Игоря Борисовича, фестиваль лауреатов конкурса «Учитель года» проходил в Гатчине 12 лет назад. В этот раз лучшие учителя страны вновь собрались в нашем городе уже благодаря успехам его ученика – учителя немецкого языка Гатчинской гимназии «Апекс» Д.И. Рочева – победителя конкурса «Учитель года России – 2014».

Этот конкурс – самый успешный и долгосрочный проект «Учительской газеты». «Через все его этапы за эти годы прошло более 250 тысяч учителей. Год от года конкурс меняется, растет количество участников, а сами они становятся моложе. В прошлом году средний возраст участников составил 37 лет. Причем, мужчины-учителя стали составлять треть финалистов, подтверждая известное российское правило: «чем выше, тем меньше женщин», – напомнил собравшимся главный редактор главной газеты учителей П.Г. Положевец, после чего рассказал о дальнейшем развитии конкурса. В этом году изменится и система оценок, и сама работа жюри, состав которого значительно расширится.

После приветственных речей, творческих выступлений и видеофильма о современных ленинградских учителях (в него попали педагоги Гатчинской гимназии им. К.Д. Ушинского и гимназии «Апекс») здесь же, на сцене ДК, мастер-классы дали четыре из пяти победителей конкурса «Учитель года – 2014». Нужно отдать должное, послушать лучших учителей страны остались и наши всегда занятые руководители.

О цикличности мироздания вместе с аудиторией рассуждала абсолютная победительница конкурса «Учитель года России – 2014», учитель химии и биологии А.Н. Головенькина из Татарстана. Методы, продемонстрированные педагогом, хоть и называются малопонятными для непрофессионала словами – синептика и визуальный раздражитель, зато тема мастер-класса оказалась знакомой из школьной программы – «Все повторится вновь». Цикличность дружно и весело обнаруживали всюду: и в отрывке из произведения «Времена года» Вивальди, открывшем урок, и в цепи питания, изображенной на слайде, и даже на картине о таинстве крещения, где в зависимости от восприятия произведения каждый нашел свою замкнутую и разомкнутую цепь. Тут тебе и человеческая жизнь, и круговорот воды в природе. А как неожиданно было обнаружить модель вселенной в яйце, матрешке и соцветии розы…

Способами преодоления клипового восприятия мира поделилась учитель литературы, основ религиозных культур и светской этики из Магнитогорска А.Ю. Стельмахович. Ее мастер-класс «Взгляд-Мысль-Действие» – ответ на вопрос, почему образ стал так важен для современного человека, и как учителю с этим работать. Дело в том, что образ, появившийся даже единожды, оставляет длительный след в сознании.

Клиповое сознание – это защита от информационного потока, обрушившегося на современного человека. При этом фиксируется не суть, а только текущий сюжет. Анна Юрьевна не стала рассуждать об оглуплении молодого поколения, заявив, что «противостоять клиповому восприятию мира нельзя, можно это учитывать и с этим работать – создавать целостное мышление». «Я есть то, что я вижу!», – заключила она. Кто научит выделять то, что развивает, обогащает, кто научит постигать внутренний пласт? Заинтересованные слушатели внимательно записали и даже сняли на видео продемонстрированные на слайдах технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии проблемного урока, включающие подводящие и побуждающие диалоги, систему вопросов и заданий, решение проблемных ситуаций. Учитель же, который сам учится всю жизнь, пользуется непререкаемым авторитетом учеников. Как повезло ученикам Анны Юрьевны!

Не менее поучительными и яркими оказались мастер-классы педагогов-мужчин: учителя информатики из Самарской области А.И. Фоломкина и учителя немецкого языка Гатчинской гимназии «Апекс» Д.И. Рочева. «Будь сам теми изменениями, которые ты хочешь видеть в школе» – творческое кредо молодого гатчинского педагога. По его словам, конкурс дал ему (не только машину, о которой шептались в зале), но и новых друзей-единомышленников и обогатил новыми идеями. Денис Игоревич возглавляет клуб «Учитель года Ленинградской области», который ведет работу по обмену передовым опытом в нашем регионе.

На второй день фестиваля в гатчинских школах № 8 и № 9 прошло 13 открытых уроков и мастер-классов победителей конкурса «Учитель года» из разных городов страны. На уроке истории учителя углубились «В поиски патриотизма», на уроке биологии задались вопросом «Как подготовить олимпийского чемпиона», на музыке проходили «Образ единства в музыке Бетховена», а на физике обобщали «Виды теплопередачи».

На фестивале гатчинский учитель И.Б. Смирнов был в центре внимания. А его мастер-класс «На перекрестках культур…» оказался самым посещаемым. Игорь Борисович работал во многих странах, ему есть с чем сравнивать российскую систему образования. «Работать по-русски…» в немецком языке значит работать с душой, с энтузиазмом, отдавая всего себя делу. И это самое большое достоинство русских учителей, – говорит учитель. – Для нас школа это не учреждение, а дом со своими семейными традициями. А ученики – наши дети».

Вместе с ним аудитория искала ответ на самый сложный вопрос для российского образования: «Почему же наши дети не хотят учиться?». О том, как решается этот вопрос в других культурах, Игорь Борисович рассказал на примере системы образования Китайской Народной Республики. Его яркое, эмоциональное выступление напомнило семинар знаменитого журналиста-международника Всеволода Овчинникова.

Как известно, в Китае – культ семьи, а ребенок (как правило, единственный) – «император» в своей семье. Детям позволено все, их буквально носят на руках, для них – все самое лучшее. И вот «император» приходит в школу и начинает с чисто китайским трудолюбием учиться.

Дело в том, что в Китае образование – это единственная возможность попасть в «лучший мир». В противном случае – место рабочего на заводе или на фабрике, и то не для каждого. Здесь нужно понимать, что в Китае иная система эксплуатации населения. Рабочий трудится 12 часов в день, к которым может прибавиться еще два часа сверхурочных. Это — шестидневная рабочая неделя, 12 выходных дней в году в дни государственных праздников и никакого другого отпуска. Поэтому китайцы заинтересованы, чтобы их дети получили хорошее образование и престижное место. В Китае стремятся попасть на государственную службу (где стабильность, хорошая зарплата, пятидневка и отпуск растет вместе со стажем), и, в первую очередь, на службу в армию. Оказывается, чтобы стать офицером в Китае, тоже нужно университетское образование.

В Пекинском университете на 30 тысяч студентов гатчинский учитель преподает не только немецкий язык, но и историю и культуру Германии, ведет лекции по межкультурным коммуникациям. И хотя 95% студентов, прекрасно владеющих английским языком, нацелены на продолжение образования и карьеры в США, лекции Игоря Борисовича посещали в одной группе более 80 человек, и во второй – за 30. Студенты живут исключительно в общежитии на территории университета. Сами стирают, следят за чистотой. Самодисциплина идеальная, никаких прогулов занятий. Соблюдение часов потребления пищи – вообще святое дело. Завтрак начинается в 6.30. После ужина – никаких прогулок и дискотек, строем идут в библиотеку. Кто не успел занять место – весь вечер готовится к следующим занятиям в аудитории. Это у китайских студентов в сознании. Откуда? Из школы. С первого дня в школе дети занимаются учебным трудом. Учеба – это не игра, не развлечение, когда учитель перед ними только прыгает и танцует. Это именно труд, а в Китае ценят самых трудолюбивых. Так «любимый император» в семье превращается в сознательного потребителя образовательных услуг.

У нас же, начиная со школы, работа, связанная с умственным трудом, не в чести. Играть – другое дело. А потом ученик переходит в средние, старшие классы и пытается так же, играя, окончить школу.

Китайский студент с первого курса по всем изучаемым дисциплинам зарабатывает «пункты» (по нашему – баллы). Они на протяжении всей учебы суммируются, а затем вписываются в диплом: получил такую-то специальность со знаниями во столько-то баллов. Все очень конкретно. Таким образом, работодатель может сразу оценить квалификацию специалиста. Зная это, студенты осознанно берут ответственность за свою учебу и свою судьбу…

Фестиваль педагогического мастерства в Гатчине завершился круглым столом с участием председателя комитета образования Ленинградской области С.В.Тарасова, ректора Ленинградского областного института развития образования О.В. Ковальчука и победителя конкурса «Учитель года России – 2014» Д.И.Рочева.

В ближайшее время творческое общение и повышение квалификации учителей страны продолжится в новом формате – этой весной впервые пройдет фестиваль клубов «Учитель года».