На страже прав потребителей

На страже прав потребителей

15 марта – День защиты прав потребителей. В этом году он проводится под девизом «Сфокусируем права потребителей на здоровом питании». От кого и как сегодня защищают потребителей, рассказывает начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Гатчинском районе Николай Анатольевич Васев.


— Роспотребнадзор является правопреемником Центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора, известного в народе как санэпидстанция – СЭС. Организация службы «Роспотребнадзор» произошла в 2005 году, тогда и были созданы территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Гатчинском районе и филиал Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Гатчинском районе».

По итогам 2014 года специалистами гатчинского территориального отдела рассмотрено 596 обращений, из которых львиная доля – это жалобы граждан, и только 56 обращений поступило от органов государственной власти, и семь – от общественных объединений.

- С чем чаще всего обращаются в гатчинский отдел Роспотребнадзора?

— Все обращения делятся на две группы: обращения по вопросам возможного нарушения законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия (391 обращение за прошлый год); и обращения в сфере защиты прав потребителей (245 обращений). В области СЭБ наиболее часто поступают жалобы на качество продуктов питания, питьевой воды; на загрязнения воздуха в городе и в сельской местности; на сбор, хранение и транспортировку отходов производства и потребления. Больше всего обращений мы получаем по поводу условий проживания – граждане недовольны санитарным состоянием своих жилых помещений. В области защиты прав потребителей чаще всего люди жалуются на розничные продуктовые магазины.

- Можно ли сказать, что большинство жалоб – обосновано?

— Да. В прошлом году в адрес территориального отдела поступило 152 жалобы, которые стали основанием для проверок, из них по 144 обращениям факты подтвердились, и хозяйствующие лица были привлечены к административной ответственности.

Кроме того, в случае необходимости, наш отдел готовит для граждан исковые заявления в суд. В 2014 году в защиту прав потребителей было подготовлено девять исковых заявлений: семь исковых требований удовлетворено, еще два находятся на рассмотрении.

- Расскажите, пожалуйста, о наиболее значительных, на ваш взгляд, примерах результативного вмешательства Роспотребнадзора.

— Пожалуй, самый резонансный факт: в минувшем году в адрес нашего отдела поступили обращения жителей Малых Колпан, проживающих в переулке Речном и на улице Кооперативной. Люди жаловались на качество воды в общественных шахтных колодцах – там обнаружились нефтепродукты. Были проведены лабораторные исследования воды и установлено значительное превышение гигиенических нормативов по нефтепродуктам. К ответственности была привлечена администрация по статье 6.5 КоАП РФ – нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде. Сегодня жителям Малых Колпан обеспечен подвоз питьевой воды, и уже принято решение об организации централизованного водоснабжения.

Также в наш отдел неоднократно поступали обращения жильцов дома № 5 по улице Леонова, жаловавшихся на сетевой магазин «Семья», расположенный на первом этаже: жильцам мешал шум, вибрация от работающего оборудования. Специалисты Роспотребнадзора провели внеплановую проверку и выяснили, что в производственных помещениях магазина установлены крупногабаритные холодильные камеры, причем располагаются они непосредственно под квартирами, что запрещено законодательством. Материалы данной проверки были направлены в Гатчинский городской суд, и суд обязал магазин устранить нарушения санитарного законодательства и демонтировать крупногабаритные холодильники.

- Николай Анатольевич, ваши специалисты ведь проводят проверки торговых точек не только по жалобам покупателей, но и планово. Есть ли среди гатчинских предпринимателей не слишком добросовестные?

— Конечно, нарушения мы выявляем постоянно. Вот, например, в октябре решением суда (по результатам рассмотрения искового заявления отдела Роспотребнадзора) на гатчинского предпринимателя была возложена обязанность оформить ценники в соответствии с требованиями Правил продажи отдельных видов товаров и довести до сведения потребителей судебное решение по данному делу в месячный срок через газету «Гатчинская правда» – согласно закону РФ «О защите прав потребителей».

- Кого вы так сурово наказали?

— Владельца кондитерского магазина на Соборной.

- А в интересах непосредственно потребителей суд выносил положительные решения с материальной компенсацией?

— Обязательно. В целях защиты прав потребителей было вынесено судебное решение по иску гражданина к фирме, занимающейся установкой межкомнатных дверей, о некачественном выполнении услуги. В пользу заявителя взыскано более 60 тысяч рублей, в том числе 7000 рублей в счет компенсации морального вреда.

Вообще, это далеко не единственное дело с межкомнатными дверями. В июне прошлого года к нам обратилась Нина Ефимовна Б. из Дружной Горки – с просьбой подать иск в суд от её имени. Нине Ефимовне продали некачественные межкомнатные двери и неправильно их установили. Сумма договора между заказчицей и продавцом превышала 45 тысяч рублей. Спустя несколько месяцев после монтажа на дверях стали проявляться белые пятна. Заказчица обратилась с претензией к продавцу дверей – индивидуальному предпринимателю Николаю Т., и получила ответ, что пятна на дверях не являются недостатком, но двери можно заменить на безвозмездной основе. Нина Ефимовна ждала месяц, но дальше предложения дело не пошло – никаких действий со стороны продавца не последовало. Заказчица направила повторную претензию – с требованием заменить некачественные двери в сроки, установленные законодательством. Прошло еще полтора месяца. В целях определения недостатков дверей и причин их возникновения Нина Ефимовна обратилась в НИИСЭ, за услуги которого заплатила 12 тысяч рублей. Экспертиза выявила дефекты монтажа дверей и дефекты производственного характера.

Учитывая, что продавцом не было заявлено о необходимости провести дополнительную прверку качества, требование о замене дверей должно было быть удовлетворено в течение семи дней с момента предъявления – а прошло два месяца. Согласно закону «О защите прав потребителей», за нарушение сроков продавец уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере одного процента цены товара. А, исходя из положений статьи 18 того же закона, потребитель, в случае обнаружения в товаре недостатков, вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной суммы.

Нина Ефимовна имела право отказаться от некачественных дверей и требовать возврата денег. Кроме того, ей были причинены нравственные страдания.

Гатчинским территориальным отделом Роспотребнадзора было подано исковое заявление в суд в интересах гражданки Б. Решением Гатчинского городского суда на предпринимателя Николая Т. была возложена обязанность вернуть истице деньги, уплаченные за двери, неустойку за нарушение сроков удовлетворения требования о замене товара, компенсацию морального вреда и прочее – на общую сумму порядка 63 тысяч рублей. Также суд решил взыскать с предпринимателя Т. в пользу Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области штраф за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения законных требований потребителя в размере 11430 рублей, а также в бюджет Гатчинского муниципального района государственную пошлину на сумму 1741,60 рублей.

- Николай Анатольевич, как можно оценить работу гатчинского отдела Роспотребнадзора на фоне аналогичных подразделений Ленинградской области?

— На сегодняшний день по результатам рейтинговой оценки работы 12 специалистов нашего отдела занимают лидирующие позиции в области. Мы стараемся защищать права наших потребителей – в рамках законодательства.

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Гатчинском районе располагается по адресу: г. Гатчина, ул. К. Маркса, д. 44-а, тел. 2-15-17.