Кукольный театр «серебряного» возраста

Есть в гатчинском Университете третьего возраста одна потайная дверь, на которой висит табличка с магической фразой «Золотой ключик». Название сразу вызывает желание отрастить себе нос подлиннее, чтобы, как любопытный Буратино, ткнуть его в сказочный холст и окунуться в море невероятных приключений и новых впечатлений.

Зайти туда может каждый. За дверью открываются две небольшие комнатки, обстановка в которых с головой выдает творческую атмосферу. Обрезки ткани, доски, какие-то непонятные конструкции, стеллажи с игрушками. Две милые женщины, одна из которых сразу же достает альбом с фотографиями.

Прошлым летом кукольный театр «Золотой ключик» гатчинского Университета третьего возраста вошел в проект «Радость творчества», победивший на конкурсе социальных проектов «Активное поколение» в 2015 году. А начиналось все в 2011 году, когда выпускники седьмого семестра Университета получили задание от своего наставника придумать собственный проект…

– Нам хотелось делать чтото, что будет интересно детям и привлечет к проекту как можно больше взрослых, – вспоминает руководитель кукольного театра «Золотой ключик» Татьяна Ефремова. – У меня появилась идея организовать кукольный театр – с настоящими ширмами, декорациями и, конечно же, настоящими куклами.

Профессионалов-кукольников среди курсистов, увы, не оказалось, а желание, чтобы все было «по-настоящему», крепло.

– Мы решили, что должны стать артистами, – Татьяна Анатольевна улыбается. – Стали ходить в гатчинский Дом культуры на занятия кукольного кружка под руководством Эммы Глазуновой. Учились водить кукол, правильно двигаться, осваивали сценическое искусство. А уроки сценической речи давал нам руководитель детской театральной студии ЦТЮ Борис Соколов.

Первую сказку «Золотой ключик» готовил целый год. Все – декорации, фоновые заставки, кукол – мастерили сами. Либретто в стихах сочинила Татьяна Анатольевна. И только ширму решили заказать у профессионалов.

Премьера первого спектакля новорожденной студии «Теремок» состоялась в октябре 2012 года – перед курсистами Университета третьего возраста и их внуками. Прошла она на «ура», что вдохновило артистов замахнуться на гастроли. Так у «Золотого ключика» появились первые поклонники. Сначала это были взрослые зрители – люди, проживающие в Гатчинском психоневрологическом интернате и Кобринском отделении временного проживания для пожилых людей.

– Нас там всегда встречали очень тепло, – говорит Татьяна Анатольевна. – Выражение лиц наших зрителей было удивительным, ведь мы им дарили продление жизни на целый час! А главный вопрос, который мы выносили на суд взрослых, был такой: можем ли мы показывать свой спектакль детям? И только после этого мы начали давать представления детям – в реабилитационном центре «Дарина», школах-интернатах Гатчины и Сиверской, детских садах, в детской библиотеке.

Реакция детей радовала и удивляла, а после спектакля наступал настоящий апофеоз детского восторга – когда давали подержать им куклы.

Со вторым спектаклем «Зайкина избушка» было и легче, и труднее одновременно. Легче, потому что Университет третьего возраста, увидев, что у «кукольников» все получается отлично, стал оказывать существенную помощь постановке. Труднее, потому что артисты решили усложнить задачу – сюжет сказки стал более закрученным, а в пьесе появилось больше персонажей. В студию пришло пополнение, которому они передавали уже свой собственный опыт.

Появились и добровольные помощники. Так, например, мастерицы студии лоскутного шиться «Барджелочка» под руководством Надежды Мельник изготовили для «Зайкиной избушки» две чудесные фоновые декорации. Кстати, с этими декорациями связан первый маленький «секрет» студийцев: «зимний» и «летний» фон меняются при открытом занавесе совершенно незаметно. Еще один «секрет» удивительным образом «тает» под лоскутным солнцем – Лисичкин ледяной домик, сделанный из пластиковой коробки из-под игрушки, очень похож на настоящий.

Спектакль прекрасно оформлен музыкально – помогла музыкальный педагог детского сада № 9 Клавдия Никифорова.

Все участницы студии очень талантливы, причем каждая по-своему. Коллектив совсем небольшой, но люди все подобрались с душой, каждый хочет и может внести свой маленький, но важный вклад в общее дело. Татьяна Ефремова – организатор, либреттист и артист. Не так давно у нее появилась помощница – Елена Ивановна Крайнюк, которая тоже пишет стихи для спектаклей.

Евгения Митрошичева, руководитель технического отдела студии, – тоже выпускница седьмого семестра. Поначалу участвовала в другом проекте, но потом увлеклась театром, найдя здесь все, что хотела душа. Евгения Ивановна любит и умеет шить, и первые куклы были сделаны ее руками – вязаные, очень теплые и душевные. Изготавливают кукол и Наталья Николаевна Ильина, и Марина Михайловна Попель, один из координаторов этого проекта. Мария Венедиктовна Бей ведет спектакли.

Галина Лефельман говорит, что кукольный театр ей хотелось всегда: это ведь так здорово – показывать настоящее представление детям и внукам! Галина Васильевна в Университете третьего возраста уже три года. Поначалу занималась английским, потом в студии «Барджелочка», в изостудии, в спортивной секции. Однажды увлеклась проектом – «Русский сарафан – в каждую семью», сшила себе такой сарафан и теперь выступает в нем в роли ведущей спектакля. И очень гармонично смотрится на фоне декораций к русским народным сказкам! Кстати, именно благодаря Галине Васильевне на «зимней» декорации к «Зайкиной избушке» появились красногрудые снегири и золотой полумесяц.

Лидию Зайцеву «сагитировали» в театр совсем недавно, хотя она, по ее признанию, мечтала об этом и раньше. Теперь она – кукольница, и ей очень нравится дарить радость детям. Но дело не только в этом.

– Мы занимаемся тем, чем хотели заниматься всю жизнь, – говорит Лидия Михайловна. – Кукольный театр – это возвращение к игре. Чем люди становятся старше, тем больше они стесняются играть. А в кукольном театре этому ничто не мешает – человек за ширмой может позволить себе все.

Она же раскрыла еще один секрет «Золотого ключика», ставший и ее девизом: «Самый большой банкрот в мире – человек, утративший энтузиазм. Мы – энтузиасты!».

Татьяна Ефремова признается, что когда она поделилась идеей кукольного театра с руководителем кукольного кружка Эммой Глазуновой, услышала в ответ примерно следующее: «Ты представляешь, во что ты ввязываешься? Это же колоссальный труд! Это ведь не только ширмы, декорации и куклы. А мастерская? А люди? Ты знаешь, как трудно найти таких энтузиастов? Люди, которые к тебе придут, – на вес золота!».

– И правда, все наши девочки – бесценны, – говорит Татьяна Анатольевна. – Когда уходят, будто палец отрубают…

И куклы у «девочек» тоже бесценны – каждая со своим характером и образом. Кукольники стараются не повторяться – в каждом спектакле звери должны быть разные – чтобы не примелькались. Татьяна Анатольевна и Евгения Михайловна достают из упакованных сумок кукол. Две Лисы, два разных Волка – грустный и «обжора», два Петушка – вязаный и фабричный, и каждый со своей историей. Вязаные куклы более подвижны и эмоциональны. Фабричные – тяжелые, менее подвижные. Их приходится переделывать под ручную куклу.

– Перья для этого Петушка дал нам питерский дворник, – говорит Татьяна Ефремова. – Я часто бываю в Питере и всегда прошу знакомых – если найдете что-то интересное, не выбрасывайте. И находятся очень интересные и нужные вещи…

Так вот откуда все эти игрушки на стеллажах! Сюда их приносят добрые люди, уже выросшие из них, и игрушки ждут своего звездного часа.

По словам Татьяны Анатольевны, спектакли «Золотого ключика» в Гатчине уже очень востребованы. Из разных мест поступает много заявок на представление, но театр не успевает – не хватает людей. Для студии – это проблема номер один, потому что не набирается «второй состав». Костяк «Золотого ключика» – всего пять–шесть человек, и все задействованы полностью: они одновременно и актеры, и кукольники, и «техники», в общем, мастера на все руки.

«Серебряный» возраст – штука, увы, капризная, иногда, бывает, и подведет. Кто-то может заболеть и не прийти на представление, и тогда на оставшихся ложится дополнительная нагрузка – водить кукол и за себя, и за «того парня». Выручает артистов еще один «тайный» прием – использование фонограммы, что даже усиливает эмоциональное воздействие на зрителей.

А еще молодой, но подающий большие надежды кукольный театр очень нуждается в музыкальном руководителе.

– Мы отрезаны от музыки, – вздыхает Татьяна Анатольевна. – В Университете третьего возраста нет даже пианино. Баян есть, аккордеон есть, гитара есть, а вот пианино – увы, нет.

И все же… Сейчас в кукольном театре «Золотой ключик» готовится очередной спектакль. Сказка «Колобок», как и все другие спектакли, будет отличаться от оригинала…